Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Экономика // Налоговая служба
14/07/2022 05:07

Особенности применения профессиональных налоговых вычетов при исчислении подоходного налога индивидуальными предпринимателями

При определении индивидуальными предпринимателями налоговой базы для исчисления подоходного налога, они имеют право уменьшить ее на сумму профессиональных налоговых вычетов, то есть на сумму понесенных в рамках своей предпринимательской деятельности расходов.

Расходами индивидуальных предпринимателей признаются документально подтвержденные расходы, произведенные ими и непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, которые определяются плательщиком самостоятельно в рамках статьи 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).

Документами, подтверждающими расходы плательщиков, признаются составленные в соответствии с законодательством первичные учетные документы, включенные в перечень, определяемый Совмином Республики Беларусь, формы которых утверждаются соответствующими уполномоченными государственными органами, а также составленные в виде электронных документов, которые созданы в порядке, установленном Совмином Республики Беларусь.

При определении налоговой базы по подоходному налогу следуют учитывать следующее.

Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу оплаты, расходы, учитываемые при налогообложении в соответствии с положениями пунктов 21 - 30 статьи 205 НК признают расходами после их фактической оплаты, иного прекращения встречного обязательства перед продавцом.

При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

– расходы на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации, сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), учитываются в пределах сумм, оплаченных за указанные товары, сырье, материалы. При этом суммы платы за указанные товары, сырье, материалы уменьшаются на стоимость товаров, сырья, материалов, использованных индивидуальным предпринимателем для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Расходы на приобретение указанных товаров, сырья, материалов, понесенные по окончании налогового периода, к которому они относятся, подлежат исключению из доходов в налоговом периоде, к которому они относятся (в котором получен доход);

– расходы на оплату труда учитываются в составе расходов на дату их фактической выплаты, выдачи;

– амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период.

Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу начисления, расходы, учитываемые при налогообложении в соответствии с положениями пунктов 21 - 30 статьи 205 НК, признают расходами в том отчетном (налоговом) периоде, в котором получены соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.

При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

– расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, учитываются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены;

– работы (услуги) производственного характера учитываются на дату подписания индивидуальным предпринимателем акта приемки-передачи таких работ (услуг);

– расходы на оплату труда учитываются ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии с пунктом 23 статьи 205 НК расходов на оплату труда;

– амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период;

– расходы на ремонт основных средств учитываются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены;

– расходы на служебные командировки учитываются на дату составления авансового отчета.

Вместо произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, плательщики имеют право определить расходы в размере двадцать (20) процентов общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности.

При определении налоговой базы подоходного налога такие расходы не могут учитываться одновременно с расходами, подтвержденными документально. Также необходимо помнить, что индивидуальные предприниматели обязаны вести учет доходов и расходов в соответствии с Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.01.2019 №5 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов» (с изменениями и дополнениями).

14/07/2022 05:07

Что нужно знать организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и имеющим объекты недвижимости

 

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), исчисляют и уплачивают налог на недвижимость в общем порядке, руководствуясь Налоговым кодексам Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК) в следующих случаях.

Организация признается плательщиком налога на недвижимость если:

- сдает капитальные строения (здания, сооружения), их части, (далее - объекты недвижимости) в аренду (финансовую аренду (лизинг)), возмездное и (или) безвозмездное пользование. При этом, если общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, определенных в подпукте  1.1.3 статьи 326 НК:

1) не превышает 1000 кв.м, то налог на недвижимость платится от сданной в аренду площади;

2) превышает 1000 кв.м, то налог на недвижимость платится со всей площади.

- общая площадь объектов, облагаемых налогом на недвижимость, превысила 1000 кв.м (подпункт 1.1.3 статьи 326, пункт 1, 4 статьи 226, подпункт 1.5 пункта 1 статьи 227 НК).

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, есть особенности по признанию их плательщиками налога на недвижимость. Это связано с тем, что в целях исчисления налога на недвижимость индивидуальный предприниматель является физическим лицом, которое может использовать объекты недвижимости в предпринимательской деятельности. По таким объектам недвижимости индивидуальный предприниматель признается плательщиком налога на недвижимость в случаях:

- сдачи в аренду, передачи в возмездное и (или) безвозмездное пользование физическим лицам. Причем в данном случае исчисление налога на недвижимость производится по сданной (переданной) площади, а размер общей площади значения не имеет (подпункт 1.2.3 пункта 1 статьи 326 НК);

- если их общая площадь превысила предел в 1000 кв.м (кроме случаев сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)), передачи в пользование организациям) (подпункт 1.2.3 пункта 1 статьи 326 НК);

Индивидуальные предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомления установленной формы:

- об использовании в предпринимательской деятельности в налоговом периоде капитальных строений. Срок представления - либо не позднее 20 апреля при использовании начиная с первого квартала текущего налогового периода, либо не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором было начато использование капитальных строений в предпринимательской деятельности;

- об увеличении (уменьшении) в налоговом периоде площади используемых в предпринимательской деятельности капитальных строений или прекращении их использования в такой деятельности. Срок представления - не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором в налоговом периоде произошли указанные изменения.

В уведомлении указываются все капитальные строения (здания, сооружения), их части, используемые индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности, их местонахождение, площадь, а также предполагаемый период их использования.

Следует отметить, что налоговые ставки по налогу на недвижимость дифференцированы в зависимости от категорий плательщиков и объектов налогообложения. Местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость.

 

28/06/2022 13:06

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь по вопросу включения в состав расходов амортизационных отчислений от стоимости основных средств, приобретенных ранее индивидуальными предпринимателями как физическими лицами, в том числе полученных в результате дарения, а также приобретенных (сооруженных) индивидуальными предпринимателями в период применения особых режимов налогообложения, сообщает.

Согласно п. 14 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) расходами индивидуальных предпринимателей признаются документально подтвержденные расходы, произведенные плательщиками и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Таким образом, для того, чтобы учесть при налогообложении расходы, должны одновременно соблюдаться следующие условия: расходы должны быть подтверждены документами, расходы должны быть произведены плательщиком, расходы должны быть связаны с осуществлением предпринимательской деятельности плательщика. При несоблюдении одного из указанных условий индивидуальный предприниматель не вправе учесть расходы при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог).

Одновременно в случаях, предусмотренных законодательством, индивидуальными предпринимателями может быть произведена дооценка (переоценка) стоимости приобретенных ими материальных ценностей (п.17 ст. 205 НК).

Порядок учета индивидуальными предпринимателями основных средств, в том числе порядок определения их стоимости, определен в главе 3 Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 5 (далее – Инструкция).

Исходя из положений в п. 21 Инструкции основные средства, приобретенные, сооруженные и изготовленные плательщиком, принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая включает стоимость приобретения основных средств и все фактически произведенные плательщиком расходы, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств, и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель не вправе включить в состав расходов при определении налоговой базы подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости имущества, стоимость которого сформирована без учета фактических расходов, и при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы.

Согласно ч. 4 п. 24 Инструкции (в редакции до 13 апреля 2022 г.) индивидуальный предприниматель вправе данные о стоимости (цене), действующей на дату отражения в учете основных средств, принадлежащих плательщику как физическому лицу, подтвердить заключением об оценке (по рыночной стоимости), выданным оценщиком.

Вместе с тем, заключение об оценке (по рыночной стоимости) имущества, выданное оценщиком, имеющим свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки, не подтверждает расходы плательщика на приобретение оцениваемого имущества. Соответственно, независимо от наличия такого заключения не включаются в состав расходов при определении налоговой базы подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости приобретенного (сооруженного) имущества, расходы на приобретение (сооружение) которого не подтверждены документами.

Аналогично, независимо от наличия заключения об оценке имущества не включаются в состав расходов при определении налоговой базы подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости имущества, приобретенного физическим лицом, в том числе полученного в результате дарения, и вовлеченного им в дальнейшем в предпринимательский оборот как индивидуальным предпринимателем, при отсутствии документов, подтверждающих произведенные физическим лицом расходы на приобретение (сооружение) этого имущества.

28/06/2022 13:06

На основании статьи 11 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» и в целях создания условий для эффективной работы субъектов хозяйствования Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить, что организации и индивидуальные предприниматели вправе принять решение о неначислении амортизации на период с 1 июля по 31 декабря 2022 г. и (или) с 1 января по 31 декабря 2023 г. по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности.

При этом нормативные сроки службы (сроки полезного использования) указанных объектов основных средств и нематериальных активов продлеваются на срок, в котором начисление амортизации не производилось.

2. Организации, имущество которых находится в государственной собственности, доли (акции) в уставных фондах которых принадлежат Республике Беларусь и административно-территориальным единицам, уведомляют соответствующие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, другие государственные органы и государственные организации, местные исполнительные и распорядительные органы в трехдневный срок о принятии решения, указанного в части первой пункта 1 настоящего постановления.

3. Приостановить до 31 декабря 2023 г. действие пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2017 г. № 802 «О неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам в 2018 и последующих годах».

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2022 г.

23/06/2022 08:06

В период заготовки дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения инспекция МНС Республики Беларусь по Ивацевичскому району напоминает, что решениями районных Советов депутатов установлен сбор с заготовителей и утверждены инструкции о сборе с заготовителей.

Сбор с заготовителей является местным сбором, который устанавливается нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом, и обязательный к уплате на соответствующих территориях.

Плательщиками сбора с заготовителей признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование либо применено освобождение от указанной платы.

Налоговая база сбора с заготовителей определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Ставки сбора с заготовителей устанавливаются в размере, не превышающем пяти (5) процентов.

Налоговым периодом сбора с заготовителей признается календарный квартал.

Сумма сбора с заготовителей определяется как произведение налоговой базы и ставки сбора с заготовителей.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата сбора с заготовителей производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы сбора с заготовителей включаются организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а индивидуальными предпринимателями в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц.

Решением Ивацевичского районного Совета депутатов от уплаты сбора с заготовителей освобождаются:

-организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие заготовку (закупку) лекарственного сырья растительного происхождения в целях промышленного производства или аптечного изготовления лекарственных средств на территории Республики Беларусь;

-организации, привлекающие к работам студенческие отряды;

-организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку и переработку дикорастущей продукции в объемах, используемых для переработки, за исключением производства замороженной дикорастущей продукции;

-совместная белорусско-китайская компания по развитию Китайско-Белорусского индустриального парка до 1 января 2032 г.;

-резиденты Китайско-Белорусского индустриального парка со дня их регистрации в качестве резидента и в течение 10 календарных лет, следующих за годом их регистрации в качестве резидента.

 

Главный государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок инспекции МНС по Ивацевичскому району Куликова Н.В.

23/06/2022 08:06

В Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК) внесены изменения, которые коснулись транспортного налога с организаций. Изменения действуют с 1 января 2022 г.

1. Изменения в составе плательщиков

Расширен перечень организаций, не признаваемых плательщиками транспортного налога. В него включены государственные учреждения, созданные местными исполнительными и распорядительными органами для обеспечения деятельности бюджетных организаций (абз. 2 п. 2 ст. 307-1 НК). Таким учреждениям не нужно исчислять, уплачивать налог и подавать налоговую декларацию (расчет) по транспортному налогу за 2022 год.

2. Новшества в перечне объектов обложения транспортным налогом, составе льгот

Из перечня транспортных средств, не признаваемых объектом обложения транспортным налогом, исключены транспортные средства, выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц. Одновременно они добавлены в перечень транспортных средств, освобождаемых от транспортного налога (п. 2 ст. 307-2, абз. 4 ст. 307-3 НК). Иными словами, такие транспортные средства с 1 января 2022 г. признаются объектом обложения транспортным налогом, но при подтверждении фактов угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК, плательщики вправе применить по ним освобождение (льготу) от транспортного налога.

Также перечень льгот пополнился еще одной льготой в отношении зарегистрированных за организациями транспортных средств, законсервированных в порядке, установленном Совмином (абз. 5 ст. 307-3 НК). Порядок консервации, продления срока консервации (включая его продление более одного раза), повторной консервации, расконсервации государственного имущества закреплен в Положении о консервации государственного имущества, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2021 № 431 «О консервации имущества» (с изменениями и дополнениями) (далее – Постановление № 431).

Постановление № 431 применяется и в отношении имущества, находящегося в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении негосударственных юридических лиц при наличии оснований и с учетом сроков, предусмотренных Положением о консервации государственного имущества, а также при условии выполнения определенных мероприятий и работ (п. 1, ч. 1 п. 2 Постановления № 431).

3. Дополнения в порядок исчисления транспортного налога организациями

В связи с введением новых льгот определен порядок исчисления налога при возникновении у организаций права на применение льгот, при утрате такого права (п. 4-1 ст. 307-7 НК).

При возникновении в течение налогового периода (календарного года) права на применение льготы она предоставляется с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли правовые основания для ее применения. При утрате организацией права на льготу налог уплачивается с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачены правовые основания для ее применения.

В 2022 году сохраняется льгота в отношении транспортных средств с действующим разрешением на допуск к участию в дорожном движении, за выдачу которого уплачена госпошлина. Порядок исчисления налога при утрате оснований для ее применения согласуется с вышеизложенным порядком. Налог начинает исчисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия разрешения, за выдачу которого уплачена госпошлина (абз. 2 ст. 307-3, абз. 3 п. 4 ст. 307-7 НК).

4. Изменения в ставках налога для организаций

Ставки налога для организаций установлены в п. 1 приложения 27 к НК. Размер ставок в 2022 году для организаций остается на уровне 2021 года.

Внесена норма о применении минимальной ставки налога в отношении автобусов, сведения о вместимости которых отсутствуют (ч. 2 п. 1 ст. 307-5 НК). Отметим, что для автобусов минимальная годовая ставка установлена на уровне 278,00 руб. (подп. 1.5 п. 1 приложения 27 к НК).

5. Новое в порядке уплаты налога организациями

Установленный в 2021 году порядок уплаты авансовых платежей, налога не изменяется. Новшества касаются возможности зачета излишне уплаченных налогов, сборов (пошлин) пеней в счет уплаты авансовых платежей по транспортному налогу (ч. 2 п. 4 ст. 307-8 НК). Зачет будет производиться на основании заявления плательщика в соответствии со ст. 66 НК.

23/06/2022 08:06

Изменения, касающиеся затрат, учитываемых при налогообложении прибыли с 1 января 2022 года.

1.1. Инвестиционный вычет. В целях совершенствования механизма инвестиционного вычета в подпункт 2.2 пункта 2 статьи. 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК-2022) внесены дополнения, которыми:

- предоставлена возможность применения инвестиционного вычета при дооборудовании основных средств, возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов;

- конкретизирован порядок применения инвестиционного вычета к части первоначальной стоимости основных средств (стоимости вложений в реконструкцию) в случаях, когда приобретение (создание) основных средств (осуществление вложений в реконструкцию) осуществляется частично за счет безвозмездно принятых затрат, бюджетного финансирования. Кроме того, в целях повышения инвестиционной привлекательности увеличены предельные значения применения инвестиционного вычета:

- с 15% до 20% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) - по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию;

- с 30% до 40% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) - по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию.

1.2. Пособие лицам, уходящим на пенсию.

С 1 января 2022 г. единовременная выплата (пособие) лицам, уходящим на пенсию, выплачиваемая в соответствии с законодательством работникам бюджетных организаций (государственных органов), не финансируемым за счет средств республиканского и местных бюджетов, исключена из состава прочих нормируемых затрат и включается в состав затрат по производству и реализации (подпункт 2.7 пункта 2 статьи 170 НК-2022).

1.3. Расходы на оплату труда.

В целях синхронизации с положениями статьи 63 Трудового кодекса с 2022 г. изменяется определение расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении, которое было введено в 2021 г. Подпункт 2.9 пункта 2 статьи 170 НК-2022 изложен в новой редакции, согласно которой в состав затрат по производству и реализации включаются расходы на оплату труда (любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах за исполнение трудовых обязанностей, в том числе все виды стимулирующих и компенсирующих выплат, в размерах и по основаниям, установленным законодательством о труде, соглашением, коллективным договором, иным локальным правовым актом, трудовым договором), а также на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством о труде, за исключением расходов, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 171, подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК.

1.4. Расходы на рекламу.

С 2022 г. устанавливается закрытый перечень расходов на рекламу, включаемых в состав затрат по производству и реализации (подпункт 2.10 пункта 2 статьи 170 НК-2022):

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.

Расходы на иные виды рекламы, за исключением указанных выше, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры, в соответствии с законодательством о рекламе, с 2022 г относятся к прочим нормируемым затратам (подпункт 2.10 пункта 2 статьи 171 НК-2022).

1.5. Стоимость топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на производственные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды.

С 1 января 2022 г. стоимость топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на производственные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды включается в затраты по производству и реализации в полном размере, без учета нормирования (подпункт 2.11 пункта 2 статьи 170 НК-2022). При этом сохраняется нормирование стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования. Как и прежде, нормы на указанное топливо устанавливаются руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) (подпункт 1.2. пункта 1 статьи. 171 НК-2022).

22/06/2022 09:06

О представлении в налоговый орган налоговой декларации (расчета) налогового агента по подоходному налогу с физических лиц

 

Инспекция МНС по Ивацевичскому району обращает внимание, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 216-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК), с 1 января 2022 года налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) налогового агента по подоходному налогу с физических лиц (далее – декларация) за отчетный период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Отчетным периодом для целей представления декларации является истекший календарный квартал.

При этом, налоговыми агентами признаются указанные в пунктах 2, 3 и 5 статьи 14 НК лица, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которых в силу налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).

То есть, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является для физических лиц источником дохода, то такое лицо обязано представлять декларацию.

При отсутствии объекта налогообложения декларация не представляется (ч.3 п.3 ст.40 НК). То есть, если налоговый агент производил выплату физическим лицам доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, то обязанность по представлению декларации у него отсутствует.

С соответствии с пунктом 4 статьи 40 НК декларации по установленным форматам в виде электронного документа обязаны представлять:

- организации, за исключением некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также иностранных организаций, не осуществляющих деятельность, которая согласно статье 180 НК рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;

- индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость.

Вышеуказанное требование не распространяется на налоговых агентов:

в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;

находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности).

 

Ольга Дрик, начальник управления учета налогов

17/06/2022 10:06

Об имущественных налогах для физических лиц.

{ФМТКОН}

В части налогообложения объектов недвижимости и земельных участков, принадлежащих физическим лицам Налоговым кодексом Республики Беларусь на 2022 год внесены следующие изменения:

1. Изменен порядок исчисления земельного налога и налога на недвижимость.

Так, с 2022 года исчисление таких налогов будет производиться за истекший календарный год. До настоящего времени исчисление имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами, производилось за текущий календарный год и не учитывало произошедших в течение года сделок, влекущих переход прав на объекты недвижимости. В результате чего, ежегодно вручаемые физическим лицам к 1 сентября извещения на уплату имущественных налогов за текущий год не содержали сведений о произошедших в течение года изменениях в отношении владельцев или характеристик.

Уплата таких налогов за 2022 год будет осуществляться следующим образом:

- не позднее 15.11.2022 - уплата авансового платежа в размере 50% от начисленной за 2022 год суммы имущественных налогов;

- не позднее 15.11.2023 - уплата оставшейся части имущественных налогов за 2022 год.

2. Изменен порядок определения налоговой базы для исчисления налога на недвижимость.

До настоящего времени налоговая база налога на недвижимость определялась различными установленными способами и представляла собой стоимость, определенную в зависимости от того, в каком году объект недвижимости учитывался налоговыми органами для целей исчисления имущественных налогов.

С целью выравнивания для всех физических лиц условий, связанных с исчислением налога на недвижимость, с 2022 года Налоговым кодексом предусмотрен один способ определения стоимости недвижимости, базирующийся на расчетной стоимости 1 кв.м типового капитального строения.

Учитывая, что с 2022 года будет облагаться одна квартира, принадлежащая физическому лицу на праве собственности, с целью минимизации налоговой нагрузки Налоговым кодексом предусмотрено, что устанавливаемые местными Советами депутатов повышающие коэффициенты к ставке налога на недвижимость (до 2 раз) не применяются при исчислении налога на недвижимость в отношении квартир.

17/06/2022 07:06

Изменения в порядке исчисления земельного налога с 2022 года

Корректировки порядка определения налоговой базы

Ежегодно кадастровая стоимость земли, применяемая в качестве налоговой базы земельного налога, пересчитывается. На 01.01.2022 налоговая база для исчисления земельного налога за 2022 год определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке (п. 9 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 31.12.2021 № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения»):

- для общественно-деловой и производственной зон - в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019 и 2020 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2021 и 2022 годы;

- для жилой многоквартирной зоны - в белорусских рублях на дату оценки такой зоны, проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2021 и 2022 годы;

- для жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон - в белорусских рублях на дату оценки этих зон.

Плательщикам земельного налога не нужно самостоятельно определять налоговую базу в указанном порядке. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2022 можно получить на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство».

С 01.01.2022 исчисление или прекращение исчисления земельного налога организациями, его пересчет в течение отчетного года в различных ситуациях (при использовании льготы, при сдаче в аренду капстроений на освобожденных земельных участках и в иных случаях) (далее - обстоятельство) будут производиться не с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, а с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором возникли данные обстоятельства (п. 4, 5, 8, 9 ст. 243 Налогового кодекса, действующего с 01.01.2022), (далее НК-2022). Исключение установлено для организаций в случае их перехода с 1-го числа первого месяца квартала на общий порядок налогообложения (или особый режим с уплатой земельного налога) либо в случае их перехода на особый режим без уплаты земельного налога. Тогда земельный налог исчисляется с 1-го числа первого месяца квартала, с которого применяется режим с его уплатой, либо не исчисляется с 1-го числа месяца, с которого применяется особый режим без его уплаты (п. 7 ст. 243 НК-2022).

Кроме того, за самовольно занятый земельный участок земельный налог исчисляется организациями с 1-го числа первого месяца квартала, с которого такой земельный участок использовался с нарушением установленного порядка (п. 6 ст. 243 НК-2022).

Изменения и (или) дополнения, связанные с возникшими обстоятельствами, вносятся в декларацию по земельному налогу не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место данные обстоятельства (п. 2 ст. 244 НК-2022).

 

Изменения в порядке исчисления земельного налога в отношении некоторых земельных участков

Земельные участки (их части), на которых расположены капстроения (здания, сооружения), их части, принятые в эксплуатацию на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов о принятии самовольных построек в эксплуатацию. С 01.01.2021 в отношении таких земельных участков не применяется освобождение от земельного налога как по земельным участкам, на которых расположены впервые введенные в действие капстроения (здания, сооружения) (ч. 2 подп. 1.30 ст. 239 НК-2022).

Кроме того, в отношении таких земельных участков организации не смогут применять к ставке земельного налога понижающие коэффициенты (0,2; 0,4; 0,6; 0,8) (ч. 2 п. 12 ст. 241 НК-2022).

Земельные участки, занятые конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, которые не являются капстроениями или госрегистрация которых не требуется (далее - линии электропередачи), используемые энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики “Белэнерго”. С 01.01.2022 действует особый порядок установления вида оценочной зоны и налоговой базы по таким земельным участкам. Их функциональное использование (вид оценочной зоны) определяется как производственная зона независимо от целевого назначения земельного участка, установленного местным исполкомом. А налоговая база определяется из расчета 1,5 кв. м на каждую опору (ч. 2 п. 3 и п. 4-1 ст. 240 НК-2022).

Земельный налог с учетом установленных особенностей будет исчисляться следующим образом (п. 10 ст. 7 Закона N 141-З):

- с 01.01.2022 - если линии электропередачи введены в эксплуатацию до 31.12.2021;

- с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом ввода линий электропередачи в эксплуатацию, - при их введении начиная с 01.01.2022.

 

Дополнение порядка применения к ставке коэффициентов по решениям местных органов власти

С 01.01.2022 установлено, что земельный налог по ставкам, уменьшенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов, принятыми согласно п. 10 ст. 241 НК-2022, исчисляется с 1 января года, в котором такие решения приняты, если это прямо предусмотрено в них (ч. 2 п. 2 ст. 243 НК-2022).

Изменения в составе льгот по земельному налогу

С 01.01.2022 вводится льгота для общественных объединений инвалидов, их унитарных предприятий и учреждений. Полученные ими земельные участки независимо от их назначения освобождаются от земельного налога до 01.01.2025 (ч. 2 п. 6 ст. 7 Закона N 141-З).

К списку новостей