Особенности
проведения выборов депутатов
в единый день голосования 25 февраля 2024 г.
4 марта 2023 г. вступила в силу
обновленная редакция Избирательного кодекса Республики Беларусь.
Изменения в Избирательном кодексе – это
часть масштабной работы по модернизации политической системы страны, которая
проводится в соответствии с изменениями Конституции, принятыми на
республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.
Изменения прошли широкое общественное
обсуждение, соответствуют международным стандартам, направлены на развитие
избирательной системы Республики Беларусь, позволят сократить избирательный
цикл и расходы на проведение избирательных кампаний.
Конституцией Республики Беларусь
предусмотрено, что выборы депутатов Палаты представителей Национального
собрания и депутатов местных Советов депутатов будут проходить в единый день
голосования в последнее воскресенье февраля. Очередные выборы придутся на 25
февраля 2024 года. В 2025 году, не позднее
20 июля, в стране пройдут выборы Президента Республики Беларусь.
Избирательным правом на предстоящих
выборах обладают дееспособные граждане Республики
Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, кроме лиц, находящихся в местах
лишения свободы, а также лиц, признанных недееспособными по решению суда. В
голосовании также могут принять участие граждане Российской Федерации,
постоянно проживающие в Республике Беларусь, но только за кандидатов в депутаты
местных Советов депутатов.
Учитывая, что в единый день голосования
будут избираться депутаты всех уровней на избирательных участках избиратели
получат от 2 до 4 избирательных бюллетеней в зависимости от места проживания.
К примеру, в Минске избиратели получат по 2 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов, избиратели проживающие в областных центрах и районных центрах – по 3 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, горсовета или райсовета, а Избиратели, проживающие в сельской местности – по 4 бюллетеня: по выборам в Палату представителей, облсовет, райсовет, сельский или поселковый Совет депутатов.
Граждане
включаются в список избирателей на участке для голосования по месту регистрации по месту жительства или месту
пребывания. Для уточнения информации о включении в список избирателей и проверки правильности указанных в нем сведений гражданин может обратиться с 9 февраля 2024 г. в участковую
избирательную комиссию по месту своей регистрации.
Что
касаемо работы участковых избирательных комиссий, то они будут образованы не
позднее 25 января 2024 года. Количество членов участковых комиссий после
обновления Избирательного кодекса осталось прежним –5 – 19 человек.
Избиратель
может проголосовать на избирательном участке в день выборов 25 февраля 2024 года с 8 до 20 часов.
Если
избиратель по какой-либо причине не может принять участие в голосовании в
день выборов, то он имеет право проголосовать досрочно. Досрочное
голосование начинается за 5 дней до дня выборов, при этом избирательные участки
будут открыты с 12 до 19 часов без перерыва в работе участковой комиссии.
Если
избиратель по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не имеет
возможности прийти в день выборов на участок для голосования, он может
письменно или устно обратиться в участковую избирательную комиссию в ее рабочее
время, а в день выборов 25 февраля – до 18.00 часов с просьбой организовать
голосование по месту нахождения в день выборов, т.е. на дому.
Избиратели, находящиеся в день
выборов в больницах, санаториях, домах отдыха или в других местах временного
нахождения, смогут проголосовать на избирательном участке, созданном непосредственно по месту нахождения.
Приятный сюрприз ждет впервые
голосующих избирателей. Для всех них ЦИК Беларуси подготовлен сувенир – это
лимитированная подарочная версия Конституции Республики Беларусь. К слову, к
впервые голосующим будут относится граждане, которые достигли/достигнут
возраста 18 лет в период с 28 февраля 2022 г. по 25 февраля 2024 г.
включительно.
Обновленным
избирательным законодательством установлен запрет на вынос выданного
бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото-
и видеосъемки заполненного бюллетеня с целью обеспечения соблюдения
принципа тайного голосования. Нарушение данной нормы повлечет применение мер
административной ответственности к правонарушителям (до 15 базовых величин
штраф = 555 рублей). Правом на составление протоколов об административном
правонарушении обладают местные исполнительные и распорядительные органы,
решение о привлечении к административной ответственности принимает суд.
Взамен
испорченного бюллетеня можно будет получить только 1 бюллетень.
К слову,
запрет фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня – это не новация Республики
Беларусь.Про это в большинстве стран давно не может быть и речи. Например, в Нидерландах
— европейской стране с богатейшими традициями, избирательными в том числе, —
штрафы для нарушителей составляют от 3 до 780 000 евро. В Бразилии
использование мобильных устройств на участке для голосования – преступление,
нарушителя привлекут к уголовной ответственности и штрафу 15 000 реалов, а это
около 7 400 BYN. Не рекомендуют делать селфи на избирательных участках в
Великобритании. За это предусмотрен штраф в 5000 фунтов (около 15 700 BYN) или
лишение свободы на срок до шести месяцев. Канаде закон не разрешает проводить съемку на избирательном участке даже
представителям СМИ. Если повезёт, то руководитель участковой избирательной
комиссии может разрешить корреспонденту снимать через дверной проем помещения
для голосования. В США сфотографировавшим избирательный бюллетень может грозить
штраф или даже тюремное заключение. В некоторых случаях голос избирателя,
нарушившего запрет, может быть не учтен.
В связи с предстоящим единым днем
голосования изменена система избирательных комиссий. Изменение касается окружных
комиссий: образованы только 110 окружных комиссий (по количеству округов
по выборам в Палату представителей). Эти 110 комиссий будут заниматься и
выборами депутатов областных и Минского городского Советов депутатов.
Изменена норма о направлении в окружные комиссии членов с правом совещательного голоса. Теперь таким правом будут обладать не политические партии, а сами кандидаты в депутаты Палаты представителей.
К сожалению, современный мир не стал
добрее и милосерднее, напротив он становится все более разобщенным,
агрессивным, а моральные и этические нормы размываются. Избирательный процесс
наряду с иными сферами жизнедеятельности человека также подвержен внешним
рискам и угрозам. Сегодня мы все чаще наблюдаем, как электоральные кампании
используются для подрыва основ стабильности в государстве, становятся объектом
вмешательства извне, подвергаются гибридному воздействию.
Учитывая современную обстановку в мире,
попытки внешнего вмешательства во внутренние дела Беларуси, в Избирательный
кодекс заложены нормы, направленные на обеспечение электорального суверенитета.
Электоральный суверенитет – это новое
понятие в проекте Концепции национальной безопасности Республики Беларусь,
который сейчас проходит общественное обсуждение.
Электоральный
суверенитет –неотъемлемое
и исключительное право государства самостоятельно и независимо организовывать и
проводить выборы, референдумы в целях обеспечения реализации полновластия
народа и свободы его выбора при верховенстве Конституции Республики Беларусь и
национального законодательства, недопущения вмешательства в избирательный
процесс.
К слову, вмешательство во внутренние дела
суверенных государств категорически запрещенным Уставом ООН и целой серией
резолюций Генеральной Ассамблеи Объединенных Наций.
В избирательном законодательстве
Республики Беларусь закреплен запрет каких-либо иностранных пожертвований,
в том числе от иностранных физических и юридических лиц, кандидатам.
При проведенииагитационной деятельности
не допускаются призывы к насильственному свержению власти, насильственному
изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности
государства, призывы, направленные на пропаганду войны, террористических, любых
иных насильственных действий и возбуждающие социальную, расовую, национальную,
этническую, религиозную ненависть и вражду.
Также
запрещается агитация, побуждающая к срыву, отмене или переносу сроков выборов,
референдумов.
Иностранные
граждане и лица без гражданства
не вправе принимать участие в агитации на выборах
и референдумах.
Запрещается агитация за кандидатов в Президенты, в депутаты, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.
Закреплен конституционный статус у Высшего
представительного органа народовластия – Всебелорусского народного собрания,
которое будет определять стратегические направления развития общества и
государства, обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность
поколений и гражданское согласие.
· ВНС
будет вправе принять решение о смещении Президента с должности в случае
систематического или грубого нарушения Конституции, совершения государственной
измены, иного тяжкого преступления.
· ВНС
сможет ввести чрезвычайное или военное положение при наличии определенных
оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по
этим вопросам.
В Кодексе регламентированы процедуры
признания выборов Президента, членов Совета Республики, депутатов Палаты
представителей неконституционными или нелегитимными. Право на
инициирование таких вопросов будет принадлежать Президиуму ВНС.
Конституционный Суд уполномочен
рассматривать вопрос о конституционности выборов, Всебелорусское народное
собрание – о легитимности выборов.
В случае признания выборов
неконституционными или нелегитимными, ЦИК признает прошедшие выборы
недействительными и назначает повторные выборы.
Увеличен для кандидатов
на должность Президента
до 40 лет возрастной ценз
до 20 лет – ценз оседлости
запрет на наличие (не имеющий и
не имевший ранее) гражданства иностранного государства или вида на жительство
или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие
преимущества.
В случае вакансии должности
Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям,
предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь
избранным Президентом переходят к Председателю Совета Республики.
В случае гибели Президента в результате
покушения на его жизнь, совершения акта терроризма, военной агрессии,
вследствие иных действий насильственного характера:
заседания Совета Безопасности проводятся под руководством Председателя Совета Республики;
незамедлительно на основании решения
Совета Безопасности в установленном порядке на территории Республики Беларусь
вводится чрезвычайное или военное положение;
государственные органы и должностные
лица действуют в соответствии с решениями Совета Безопасности.
Аналогично установленным Конституцией
требованиям к кандидатам в Президенты установлен запрет выдвигать на выборные
должности лиц, у которых имеется гражданство (подданство) иностранного
государства, иной документ, предоставляющий права на льготы и преимущества
в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной
принадлежностью (делегаты ВНС, члены Совета Республики, депутаты).
Кроме того, кандидатами в Президенты
Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики
не могут быть выдвинуты граждане, в отношении которых имеется вступивший в
законную силу обвинительный приговор суда.
Кандидатами в депутаты местных Советов
депутатов не могут быть выдвинуты граждане, имеющие неснятую или непогашенную
судимость.
Учитывая поступавшие в ходе
электоральных кампаний угрозы в адрес членов избирательных комиссий в печатных
средствах массовой информации, будут публиковаться сообщения об образованиитерриториальных и участковых комиссий без указания персональных данных их
членов. Такие сообщения будут содержать количественный состав комиссии, способ
выдвижения и контактные данные комиссии (адрес и номер телефона).
Не будут образовываться участки для
голосования за рубежом. Введение этой нормы учитывает целый комплекс проблем.
Первое. Не во всех странах, где живут и работаю белорусы
есть наши дипломатические представительства. Даже в России участки для
голосования создавались в трех крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге и
Калининграде, несмотря на ее огромную территорию. В ряде западных стран, по их
же инициативе, была сокращена численность дипломатических работников, что не
позволяет попросту организовать работу избирательной комиссии.
Второе. Вопросы эпидемиологической обстановки и
безопасности. Опять же в ряде западных стран созданы условия невозможности
обеспечения безопасности избирательного процесса. К примеру, до сих пор не
проведено расследование по факту избиения белорусского дипломата в нашем
посольстве в Лондоне. Дипломаты подвергаются угрозам, устраиваются потасовки и
провокации возле белорусских дипломатических представительств. А где гарантии,
что во время голосования наши западные партнеры или беглые не устроят
какую-нибудь провокацию на избирательном участке или хуже того подожгут
избирательный участок или изобью работников дипломатической миссии,
организующий процесс голосования.
Третье. Небольшое количество граждан, голосующих за
рубежом.
К примеру, на выборах Президента Республики
Беларусь в 2020 году за рубежом проголосовали всего 0,3 % от всего списочного
состава. Явка на выборах в среднем составляет 75 %.
Подытоживая все,
ЦИК Беларуси подчеркивает главное – никто не запретил гражданам Беларуси,
постоянно проживающим за рубежом, принимать участие в проводимых выборах и
референдумах. Для этого в Беларуси на выборах и референдумах есть досрочное
голосование. Для всех, кто сегодня живет за границей – выборы и референдумы в
нашей стране – это хорошая возможность совместить приятное с полезным. За одну
поездку на Родину и в делах государства принять участие и дома побывать.
Что касается международных
(иностранных) наблюдателей, то правом приглашать данную категорию обладают
Президент Республики Беларусь, Правительство, Национальное собрание Республики
Беларусь, Министерство иностранных дел, ЦИК Беларуси.
Беларусь всегда была открыта для
международного наблюдения. Вместе с тем, необходимо знать, что Республика
Беларусь является участником Конвенции о стандартах демократически
выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ.
Благодаря принятию уже более 20 лет назад Конвенции в государствах – участниках
СНГ успешно развивается законотворческая деятельность и совершенствуется
правоприменительная практика в области избирательного процесса на постсоветском
пространстве.
У ОБСЕ не принят единый документ,
ратифицированный в установленном порядке государствами-членами, устанавливающий
единые стандарты выборов. БДИПЧ ОБСЕ при оценке выборов руководствуется
исключительно методическими рекомендациями, которые в каждой стране применяются
по-разному.
Организация, которая должна была стать
фундаментом новой общеевропейской системы коллективной безопасности, неизменно
фокусируется исключительно на постсоветском пространстве, в то время как страны
Запада почти никогда не становятся объектом внимания организации. Свои отчеты
относительно выборов в Беларуси в течение двух последних десятилетий
организация излагает в политизированных негативных тонах. Отсюда и двойные
стандарты в наблюдении за электоральными кампаниями.
Если говорить о цифровизации избирательного процесса, то ЦИК Беларуси наблюдает, что в разных странах он идет по-разному. Беларусь, конечно, изучает международный опыт и не остается в стороне. Притом, что избирательная кампания 2024 года будет проходить в традиционном формате, ЦИК Беларуси по этому вопросу уделяет определенное внимание. Сейчас создана рабочая группа, которая разрабатывает Концепцию цифровизации избирательного процесса.
Дорогие друзья! избирательное законодательство
Республики Беларусь сфокусировано исключительно на отстаивании национальных
интересов, безопасности избирательно процесса, и создания условий для
полноправного участия граждан в определении будущего своей страны. На выборах
депутатов в единый день голосования важен голос каждого! Ведь от нашего голоса
зависит как будет развиваться наша страна, как в ней будем жить мы, и как будут
жить наши близкие и наши дети.