Изменения в пенсионном законодательстве
С 1 января 2021 года
меняются условия назначения трудовых и социальных пенсий для отдельных
категорий граждан, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от
18.05.2020 № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан»
В 2021 году право на пенсию по возрасту на общих основаниях
имеют мужчины по достижении общеустановленного пенсионного возраста 62 года 6
месяцев, женщины – 57 лет и 6 месяцев, и при наличии стажа работы у мужчин 25
лет, у женщин – 20 лет, в том числе с уплатой обязательных страховых взносов в
бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения
Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) не менее 18 лет. Пенсия будет исчисляться из стажа работы и откорректированного
фактического заработка за последние 27 лет подряд стажа работы, но не более чем
за фактически имеющийся стаж работы.
Кроме периодов работы, в течение которых производилась
уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству
о государственном социальном страховании, в стаж работы засчитываются и другие
периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 51 Закона «О пенсионном обеспечении»
(далее – Закон), в том числе периоды отпуска по уходу за ребенком и ухода за
детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности.
В соответствии с
Указом Президента Республики Беларусь от 18.05.2020 № 171 «О социальной
поддержке отдельных категорий граждан» (далее – Указ №171), с 1 января 2021 года в стаж работы для
назначения трудовых пенсий засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком и
ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 12 лет в общей
сложности.
Трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 года,
перерассчитываются в связи с изменением стажа работы для назначения трудовой
пенсии, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер
обратился за перерасчетом в установленном законодательством порядке.
Например: гражданка К., 11.12.1960 г.р., родила и воспитала
5 детей: 02.03.1982 г.р., 23.04.1985 г.р., 22.08.1989 г.р., 18.08.1993 г.р., 11.07.1999 г.р.. В период рождения и
воспитания детей в возрасте до 3 лет она не работала.
При назначении пенсии по возрасту по ранее действующему
пенсионному законодательству данной гражданке засчитано в стаж работы 9 лет ухода за детьми до достижения ими возраста 3
лет.
С 1 января 2021 года назначенная пенсия подлежит перерасчету
с добавлением в стаж работы дополнительного периода ухода за детьми до
достижения ими возраста 3 лет, в данном примере 3 года.
Например: гражданка С., 01.05.1944 г.р., родила и воспитала
4 детей: 01.08.1964 г.р., 05.10.1967 г.р., 12.05.1971 г.р., 08.09.1973 г.р.. В
период рождения и воспитания детей в возрасте до 3 лет она не работала.
При назначении пенсии по возрасту по ранее действующему
пенсионному законодательству данной гражданке засчитано в стаж работы 9 лет ухода за детьми до достижения ими возраста 3
лет.
С 1 января 2021 года назначенная пенсия подлежит перерасчету
с добавлением в стаж работы дополнительного периода ухода за детьми до достижения
ими возраста 3 лет, в данном примере 2 года 3 месяца 26 дней, так как общий
период осуществления ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет
составляет 11 лет 3 месяца 26 дней.
Если работающим женщинам, родившим и воспитавшим четверых и
более детей, при назначении пенсии засчитано в стаж работы 9 лет, а фактически
они находились в отпуске по уходу за ребенком или осуществляли уход за детьми
до достижения ими возраста 3 лет более 9 лет (10 лет, 11 лет, 12 лет), то в
таких случаях назначенные пенсии подлежат перерасчету.
Заявление на перерасчет пенсии в соответствии с Указом № 171
можно подавать в управление по труду, занятости и социальной защите досрочно
начиная с ноября месяца 2020 года, но перерасчет пенсии будет произведен только
с 1 января 2021 года.
Дополнительно Указом №
171 предусмотрено назначение
с 1 января 2021 года:
трудовой пенсии по
возрасту женщинам, родившим четверых детей и воспитавших их до 8-летнего
возраста, по достижении общеустановленного пенсионного возраста и при наличии
стажа работы не менее 20 лет, в том числе не менее 10 лет стажа работы с
уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда;
трудовой пенсии по случаю
потери кормильца одному из родителей или супругу (супруге), либо деду, бабке,
брату или сестре умершего кормильца, занятым уходом за детьми, братьями,
сестрами либо внуками умершего кормильца, не достигшими возраста 3 лет, в случаях,
когда они:
- находятся в отпуске по уходу за ребенком (братом, сестрой,
внуком) умершего кормильца до достижения им возраста 3 лет по основной работе и
работе по совместительству (в случае работы по совместительству) и не выполняют
работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание
услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, не
являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами,
осуществляющими иные виды деятельности;
- являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами,
адвокатами, лицами, осуществляющими иные виды деятельности, и приостановили
соответствующую деятельность в связи с уходом за ребенком (братом, сестрой,
внуком) умершего кормильца в возрасте до 3 лет в порядке, установленном
законодательством, либо не осуществляют предпринимательскую деятельность в
связи с нахождением в процессе прекращения деятельности.
Бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца, при
условии невступления в новый брак, занятому уходом за детьми, не достигшими возраста 3 лет,
может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца на перечисленных выше
условиях.
Гражданам, которые до
достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и
(или) II группы не менее 10 лет, страховой стаж, требуемый для назначения
трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, с 1 января 2021 года снижается
на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности I и (или) II
группы.
Трудовая пенсия по
возрасту гражданам, которые до достижения общеустановленного пенсионного
возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее 21 года, назначается
при наличии страхового стажа не менее 5 лет.
При этом общий стаж работы для назначения пенсии по возрасту
гражданам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста
являлись инвалидами I и (или) II группы, должен быть не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Трудовая пенсия по
возрасту инвалидам с детства I и II группы с 1 января 2021 года назначается со снижением общеустановленного пенсионного
возраста на 5 лет при наличии страхового стажа не менее 5 лет и стажа работы не
менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
По действующему пенсионному законодательству пенсия
инвалидам с назначается со снижением
общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при наличии страхового стажа
не менее 5 лет и стажа работы не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у
женщин (статья 22 Закона).
Гражданам, достигшим
возраста 65 лет - мужчины, 60 лет – женщины, и не имеющим требуемого страхового
стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, при
наличии не менее 10 лет страхового стажа назначается трудовая пенсия по
возрасту при неполном страховом стаже с 1 января 2021 года.
Пенсия назначается в размере 73 процентов наибольшей
величины установленного Министерством труда и социальной защиты бюджета
прожиточного минимума пенсионера за 2 последних квартала (далее – бюджет
прожиточного минимума пенсионера).
За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия
дополнительно увеличивается на 3 процента указанной величины, но не более чем
100 процентов этой величины.
Социальная пенсия,
матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и
(или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с
детства 1 группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20
лет, достигшим возраста: мужчины - 65 лет, женщины - 60 лет, 1
января 2021 года назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного
минимума пенсионера.
Справочно: по состоянию на 1 мая 2024 года бюджет
прожиточного минимума пенсионера 303,03 рубля.
Дополнительную
консультацию можно получить в управлении по труду, занятости и социальной
защите Ивацевичского района по телефонам: 24722, 91238, 91008, 92562, 91303.
Дополнительные пенсионные гарантия отдельным категориям
работников, занятых на работах с особыми условиями труда и отдельными видами
профессиональной деятельности
17 января 2020 г. Президентом Республики Беларусь
подписан Указ №15 «Об
изменении указов Президента Республики Беларусь» ( далее – Указ №15).
Настоящим Указом №15 предусматривается
предоставление права на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за
работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону
Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон) работникам с
длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января 2009
года (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины
требуемого полного льготного стажа. Указанная пенсия назначается из средств
общей пенсионной системы (общая
пенсионная система в стране действует на принципе текущего финансирования). При этом наличие у
таких работников права на досрочную профессиональную пенсию по Закону
Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» и
продолжительность их профессионального стажа значения не имеет.
Справочно:
С 1 января 2009 г. в республике введена система профессионального пенсионного
страхования работников, занятых в особых условиях труда. Эта система
основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий.
Таким работникам
назначается досрочная профессиональная
пенсия до достижения общеустановленного
пенсионного возраста. Размер досрочной
пенсии исчисляется исходя из
объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.
Досрочная пенсия по
нормам Закона «О профессиональном пенсионном страховании» назначается при отработке
работником после 1 января 2009 г.
более половины требуемого льготного стажа.
Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее
половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной
льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной
пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.
Норма, содержащаяся в подпункте 1.1. Указа №15, вступила в силу
с 1 января 2020 г.
Рассмотрим на примере:
Гражданка А, 25.05.1968 г.р., имеет льготный стаж работы,
наработанный в особых условиях труда в качестве доярки (оператора машинного
доения), - 22 года 1 месяц 28 дней, в том числе 11 лет 7 месяцев 7 дней
наработанный льготный стаж до 2009 года, и профессиональный стаж, наработанный
с 2009 года, – 10 лет 6 месяцев 21 день.
В 2019 году данная гражданка приобрела право на досрочную профессиональную
пенсию, и по этой причине ей было отказано в назначении пенсии по возрасту за
работу с особыми условиями труда в качестве доярки (оператора машинного доения)
в общей пенсионной системе.
В соответствии с Указом №15 гражданка А. приобретет право на
назначение пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в качестве
доярки (оператора машинного доения) в общей пенсионной системе с 25 мая 2020 года,
со снижением пенсионного возраста на 5 лет, взамен досрочной профессиональной
пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.
Справочно: В
соответствии с пунктом «е» статьи 12 Закона право на пенсию по возрасту за
работу с особыми условиями труда имеют женщины, работающие доярками
(операторами машинного доения) в колхозах, совхозах и других организациях
сельского хозяйства – со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5
лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения
установленных норм обслуживания.
Пенсионный возраст в
2020 году для женщин - 57 лет, в 2021 году 57 лет 6 месяцев, с 2022 года58 лет (статья
11 Закона).
Также Указом №15 в целях формирования более высоких размеров
будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два
раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование
работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами
профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с
особыми условиями труда по спискам № 1 и №2).
Например: тариф взносов на профессиональное пенсионное
страхование женщины, работающей дояркой (оператором машинного доения)
увеличится с 2,3% на 6%.
Тарифы взносов увеличиваются с 1
января 2021 г.
Указ расширяет переходный период, но
не приводит к приостановлению действия системы профессионального пенсионного
страхования.
Так, работникам, занятым на работах с особыми условиями труда
или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1
января 2009 г. отработали менее половины льготного стажа либо вовсе
его не имели до указанной даты, предоставляется право:
(1) формирования
досрочной профессиональной пенсии.
В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника
обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет
государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН);
(2) выбора вместо
досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии.
Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по
достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере БПМ) за счет
сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту;
(3) получения
ежемесячной доплаты к заработной плате вместо указанного страхования.
Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее
суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То
есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного
страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате.
Дополнительную
консультацию можно получить в управлении по труду, занятости и социальной
защите по телефону 2-47-22 .
О
стимулировании научной деятельности и совершенствовании оплаты труда
18 октября 2019 г. Президентом Республики Беларусь
подписан Указ №386 «О стимулировании научной деятельности и совершенствовании
оплаты труда».
Согласно данному Указу с 1 января 2020 г. устанавливается
ежемесячная доплата к пенсиям постоянно проживающим в Республике Беларусь
неработающим получателям пенсий, имеющим одновременно ученую степень доктора
наук и ученое звание профессора, достигшим общеустановленного пенсионного
возраста, в размере двукратной базовой ставки, устанавливаемой Советом
Министров Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций
и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате
труда к работникам бюджетных организаций.
Для подтверждения права на ежемесячную доплату
пенсионером должны быть представлены следующие документы: заявление об
установлении доплаты, трудовая книжка, национальные диплом доктора наук и
аттестат профессора или диплом государственного образца и аттестат профессора,
выданные аттестационными органами бывшего СССР либо Российской Федерации до 27
февраля 1996 г.
Обращаться следует в орган, осуществляющий пенсионное
обеспечение лица.
Повышается уровень
социальной защиты отдельных категорий граждан – уменьшается страховой стаж
Законом Республики Беларусь от 8 января
2018 года № 97–З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь
«О пенсионном обеспечении» внесены изменения и дополнения в Закон «О пенсионном
обеспечении».
Часть первая статьи 5 Закона дополнена абзацем следующего
содержания: «на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьей 22-1 –
при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет
фонда не менее 10 лет.
Расходы на выплату пенсии по возрасту в соответствии со
статьей 22-1 в части, не обусловленной имеющимся у пенсионера стажем работы с
уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда, возмещаются за счет
средств республиканского бюджета.
Закон дополнен статьей 22-1 следующего содержания:
Лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, не
имеющие требуемого в соответствии статьи 5 стажа работы с уплатой обязательных
страховых взносов в бюджет фонда, имеют право на пенсию по возрасту:
а) мужчины – при стаже работы не менее 40 лет;
женщины – при стаже
работы не менее 35 лет;
б) лица, проходившие военную службу (службу в
военизированных организациях), - мужчины при стаже работы не менее 25 лет и
женщины при стаже работы не менее 20 лет, включая не менее 10 календарных лет
военной службы (службы в военизированных организациях), и отсутствии права на
пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении
военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел,
Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных
экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным
ситуациям и органов финансовых расследований».
Под военной службой (службой в
военизированных организациях) для целей применения пункта «б» статьи 22-1 Закона понимаются периоды военной
службы (службы в военизированных организациях), указанные в пункте «а» части второй статьи 51 Закона, за исключением периодов
военной службы (службы в военизированных организациях), приходящихся на период
нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми.
Например: Гр-н М, 09.12.1957
г.р., имеет стаж работы 41 года, из них 11 лет страхового стажа, 30 лет не страхового стажа (в том числе 25
лет осуществление постоянного ухода за инвалидом I группы, 3 года учебы дневной
формы получения образования, 2 года военная служба в армии). Данный гражданин
имеет право на трудовую пенсию по возрасту при достижении общеустановленного
возраста.
Изменения в пенсионном
законодательстве
Закон Республики Беларусь от 9 января 2017 года № 14 – З «О
внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее
– Закон) принят в целях приведения норм некоторых законов Республики Беларусь в
соответствие с положениями указов Президента Республики Беларусь от 8 декабря
2014 года № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», от 31 декабря
2015 года № 534 «О вопросах социального обеспечения», от 11 апреля 2016 года №
137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения». Закон содержит также
редакционные корректировки отдельных норм законов с учетом наработанной
практики их применения, а также вытекающие из вступивших в силу других
нормативных правовых актов.
Законом внесены изменения в Закон Республики
Беларусь «О пенсионном обеспечении», предусматривающие, в частности:
1) поэтапное повышение общеустановленного пенсионного
возраста для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях (пункт
4 статьи 1 Закона).
Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют
мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20
лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста:
в 2016 году: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет;
в 2017 году: мужчины – 60 лет 6 месяцев, женщины – 55 лет 6
месяцев;
в 2018 году: мужчины – 61 года, женщины – 56 лет;
в 2019 году: мужчины – 61 года 6 месяцев, женщины – 56 лет 6
месяцев;
в 2020 году: мужчины – 62 лет, женщины – 57 лет;
в 2021 году: мужчины – 62 лет 6 месяцев, женщины – 57 лет 6
месяцев;
в 2022 году: мужчины – 63 лет, женщины – 58 лет.
Например:
Гр-ка К, 02.01.1962года рождения, приобрела право на пенсию по возрасту - 2 июля 2017 года, то есть с даты достижения
возраста 55 лет 6 месяцев;
Гр-ка М, 07.07.1962 г. р., приобрела право на пенсию по возрасту - 7 июля 2018 года, то есть с даты
достижении возраста 56 лет;
Гр-н С, 03.07.1958 г.р., приобретет право на пенсию по возрасту - 3 июля 2020 года, то есть с даты
достижения 62 лет;
2) соразмерное повышение возраста, дающего право на пенсию
по возрасту за работу с особыми условиями труда (пункты 5 и 6 статьи 1 Закона).
Право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями
труда независимо от места последней работы имеют:
а) работники, занятые полный рабочий день на подземных
работах, на работах с особо вредными и
особо тяжелыми условиями труда, - по списку №1 производств, работ,
профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест со
снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет:
мужчины – при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10
лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных
работах;
женщины – при стаже работы не менее 15 лет 6 месяцев, из них
не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1
января 2009 года) на указанных работах. Начиная с 1 января 2017 года указанные
15 лет 6 месяцев стажа ежегодно с 1 января увеличиваются на 6 месяцев до
достижения 20 лет.
Пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по
пунктам «б» – «3» статьи 12 Закона Республики Беларусь «О пенсионном
обеспечении» назначаются со снижением общеустановленного пенсионного возраста
на 5 лет.
Например:
Гр-ка И, 02.01.1972 года рождения, сталевар электропечи, приобрел право на пенсию по возрасту за работу
с особыми условиями труда по списку №1 –
2 июля 2017 года, то есть с даты достижения возраста 45 лет 6 месяцев;
Гр-ка Ф, 07.07.1972 г. р., аппаратчик
гашения извести, приобрел право на пенсию по возрасту за работу с особыми
условиями труда по списку №1 - 7 июля
2018 года, то есть с даты достижении возраста 46 лет;
Гр-н С, 03.04.1968 г.р., вальщик
леса, приобрел право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда
по списку №1 – 3
октября 2019 года, то есть с даты достижения 51 года 6 месяцев.
Гр-н О, 10.08.1962 г.р.,
тракторист-машинист, непосредственно занятый в производстве
сельскохозяйственной продукции в предприятиях сельского хозяйства не менее 20
лет, приобрел право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда -
10 августа 2018 года, то есть с даты достижения 56 лет;
3) досрочные пенсии по возрасту социально уязвимым
категориям граждан (инвалидам с детства, родителям детей-инвалидов, матерям
погибших военнослужащих, многодетным матерям, родившим и воспитавшим 5 и более
детей, лилипутам и карликам) (пункты 7 – 10 статьи 1 Закона), за выслугу лет
(пункты 7 и 18 Закона).
Данные категории граждан (кроме лилипутов и карликов) имеют
право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста
на 5 лет. Лилипуты и карлики имеют право на пенсию по возрасту со снижением
общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет (мужчины при стаже работы не
менее 20 лет, женщины при стаже работы не менее 15 лет).
Например:
Гр-ка З, 02.01.1967 года рождения, многодетная
мать, родившая и воспитавшая 5 и
более детей, приобрела право на пенсию по возрасту - 2
июля 2017 года, то есть с даты достижения возраста 50 лет 6 месяцев.
Гр-ка М, 07.07.1967 г. р., мать, воспитавшая ребенка-инвалида не менее
8 лет в период до его совершеннолетия, приобрела право на пенсию по возрасту
- 7 июля 2018 года, то есть с даты достижении возраста 51 года.
Гр-н С, 03.07.1963 г.р., инвалид с детства, приобретет право на
пенсию по возрасту - 3 июля 2020 года, то есть с даты достижения 57 лет;
4) увеличение с 1
января 2017 года ежегодно на 6 месяцев до 20 лет требуемого для назначения
трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет минимального стажа работы с
уплатой обязательных страховых взносов (далее – страховой стаж) (в 2017 году
составлял 16 лет, в 2018 году составил 16 лет 6 месяцев, 2019 году -17 лет и
т.д.) (пункт 2 статьи 1 Закона).
Право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со
статьями 11-13 и 15 Закона «О пенсионном обеспечении» и за выслугу лет в
соответствии со статьями 47-49 имеют лица при наличии стажа работы с уплатой обязательных
страховых взносов в бюджет фонда не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января
2017 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев
до достижения 20 лет.
Справочно: Увеличение
страхового стажа не затрагивает социально уязвимые категории лиц, для которых
формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей
детей-инвалидов, многодетных матерей, родивших пять и более детей, инвалидов с
детства и других). Для назначения им досрочной трудовой пенсии по возрасту
сохранены прежние условия по минимальному 5-летнему страховому стажу. Также
сохранены прежние требования по страховому стажу для назначения трудовых пенсий
по инвалидности и по случаю потери кормильца. Для этих пенсий достаточно факта
уплаты страховых взносов.
Например:
Гр-ка М, 07.07.1967 г. р., мать, воспитавшая ребенка-инвалида не менее
8 лет в период до его совершеннолетия, имеет 24 года стажа работы, из них 5 лет 2 месяца страхового стажа,
данная гражданка приобрела право на трудовую пенсию – 7 июля 2018 года, так как требуемый минимальный
страховой стаж (5 лет) наработан.
Гр-н Я, 05.05.1957 г.р., имеет
25 лет стажа работы, из них 16 лет 2 месяца страхового стажа, данный гражданин
приобрел право на трудовую пенсию - 5 ноября 2017 года, так как требуемый в 2017 году минимальный страховой стаж (16 лет) им наработан.
Гр-на В, 12.06.1962 г.р., имеет
28 лет стажа работы, из них 15 лет страхового стажа, данная гражданка право на
трудовую пенсию в 2017 году не имеет, так как не выработан требуемый
минимальный страховой стаж (16 лет).
Гражданка В. может доработать требуемый на
момент обращения страховой стаж и приобрести право на трудовую пенсию;
5) увеличение ежегодно на один год периода, из заработка за
который исчисляется пенсия, до фактически имеющегося у лица, обратившегося за
пенсией, стажа работы (в 2016 - 22 года, в 2017 году – 23 года, в 2018 году –
24, в 2019 году – 25, и т.д.) (пункт 21
статьи 1 Закона), изменение оснований и условий для перерасчетов трудовых
пенсий (пункт 25 статьи 1 Закона).
Трудовые пенсии в 2020 году исчисляются из
откорректированного фактического заработка за последние 26 лет подряд стажа
работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. В этот 26-летний стаж работы учитываются также следующие
периоды: военная служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь, отпуска по
уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не
более 9 лет в общей сложности, ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом
в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста,
нуждающимся по заключению МРЭК в постоянном уходе и т.д. И в эти периоды в
качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней
заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.
Данные периоды учитываются при исчислении пенсии при
условии, что они не совпадают с периодами работы и иной деятельности с уплатой
обязательных страховых взносов в бюджет.
В связи с ростом средней заработной платы работников в
республике производится корректировка фактического заработка пенсионера для
соответствующего перерасчета трудовых пенсий, а также повышение трудовых
пенсий, исчисленных в минимальном размере. Перерасчет трудовых пенсий в связи с
ростом средней заработной платы работников в республике производится на
основании Указа Президента Республики Беларусь не реже одного раза в год в
пределах средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты
населения;
6) изменение условия применения нормы об увеличении размера пенсии по
возрасту с учетом периодов работы без ее получения, предусмотренной статьей
23-1 Закона «О пенсионном обеспечении» (пункт 12 статьи 1 Закона).
За периоды работы после 1 января 2017 года увеличение осуществляется при условии назначения пенсии по возрасту на общих
основаниях и отказа от ее получения. Вместе с тем, в Законе закреплена
охранная норма, согласно которой периоды работы до 1 января 2017 г. без
получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту
на общих основаниях (кроме периодов работы до 1 сентября 1998 года, учтенных
при назначении пенсий до указанной даты) учитываются для увеличения размера
пенсии по возрасту в соответствии со статьей 23-1 указанного Закона независимо от условия назначения пенсии(пункт 12 статьи 1 Закона). Указанная норма вступила в силу с 1 января 2017
года;
7) включение в стаж работы периодов альтернативной службы
(пункт 19 статьи 1 Закона).
При назначении трудовой пенсии, в стаж работы включается
период альтернативной службы (статья 51
Закона «О пенсионном обеспечении);
8) ежемесячное
повышение пенсий лицам, награжденным орденами Отечества трех степеней, на 500
процентов минимального размера пенсии по возрасту (пункт 23 статьи 1 Закона).
Лица, награжденные орденами Отечества трех степеней, имеют
право на повышение пенсий на 500 процентов минимального размера пенсии по
возрасту.
По состоянию на 1 февраля текущего года минимальный размер
пенсии по возрасту равен 59,97 рублей, то соответственно повышение пенсии
составит 289,80 рублей (59,97 Х 500%);
9) возможность получения органами, осуществляющими
пенсионное обеспечение, без письменного согласия физических лиц сведений из
информационных ресурсов и систем, содержащих персональные данные этих
физических лиц (пункт 1 статьи 1 Закона).
В Ивацевичском районе пенсионное обеспечение осуществляется
управлением по труду, занятости и социальной защите Ивацевичского райисполкома
(далее – управление). Управление на
безвозмездной основе запрашивает и получает из государственных
информационных ресурсов и систем и использует без письменного согласия физических лиц сведения, содержащие
основные персональные данные физических лиц, предусмотренные статьей 8 Закона
Республики Беларусь от 21 июля 2008 года «О регистре населения», а также
сведения о родителях, опекунах, попечителях, супруге, ребенке (детях), роде
занятий физического лица, пенсии, ежемесячной страховой выплате,
государственном обеспечении лиц, получающих пенсии, в том числе детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей, необходимые для целей назначения и
выплаты пенсий;
10) уточнение нормы о выплате пенсии лицам, являющимся
индивидуальными предпринимателями (пункт 34 статьи 1 Закона), обязанности
извещения управления об изменении условий, влияющих на выплату пенсий (пункт 39
статьи 1 Закона).
Пенсия выплачивается управлением без учета получаемого
пенсионером заработка (дохода). При этом часть пенсии, исчисленная с учетом
заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике,
применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в период
работы (службы) либо период, в течение которого пенсионер являлся индивидуальным предпринимателем (за исключением работы
непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах,
совхозах и других сельскохозяйственных организациях), не выплачивается.
При приеме на работу пенсионера работодатель обязан
известить об этом в пятидневный срок управление. Суммы пенсии, излишне
выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования,
взыскиваются по распоряжению управления в бесспорном порядке с работодателей –
юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц.
Пенсионер также обязан извещать управление об
обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты,
а также о получении разрешения на постоянное проживание за пределами Республики
Беларусь, выданного в установленном порядке в государстве его постоянного
проживания.
Например:
Гр-н О, 10.08.1955 г.р., имеет
стаж работы 40 лет, индивидуальный коэффициент (далее – ИК) - 1,45251, работает
в качестве тракториста-машиниста, непосредственно занятого в производстве
сельскохозяйственной продукции в ОАО «Обровский». Данному пенсионеру
производится исчисление и выплата пенсии без ограничения, то есть за ИК
1,45251.
Гр-н М, 09.09.1956 г.р., имеет
стаж работы 42 года, ИК - 1,36123, является индивидуальным предпринимателем.
Данному пенсионеру производится исчисление и выплата пенсии за ИК - 1,3. Пенсию с учетом ИК - 1,36123 данный
пенсионер будет получать со дня вынесения решения об исключении из единого
государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.