Ивацевичский районный исполнительный комитет

Ивацевичский районный исполнительный комитет
burger
Главная // 80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Стойкость характера и любовь к жизни Анны Русак из детства, опаленного войной

15/04/2024 17:41

 


Не брали в руки оружия, но ковали Великую Победу своим трудом. За месяц до главного праздника страны мы продолжаем нашу рубрику о героях того времени. О тех, кого принято называть «детьми войны». В девятилетнем возрасте Анна Русак поняла, что такое война, не из книжки, а в жизни. На ее долю выпали суровые испытания: сначала война, потом голод, тяжелая женская судьба, неженская работа, но самое удивительное, что во время нашего общения Анна Васильевна не жаловалась на судьбу, а жизнелюбию и стойкости характера у нее стоит поучиться.

«Выжили, гляньте, выжили…»
Анна Васильевна Русак родилась в 1932 году в деревне Могилицы в многодетной семье. Наталья и Василий Русаки жили чуть в стороне от деревни, на хуторе, в семье воспитывалось четверо детей: три девочки и мальчик. Родители трудились на земле, была у них небольшая полоска земли возле реки. Отец рано умер, в возрасте 36 лет, застудил почки. И мама Анны Наталья все заботы о детях взвалила на свои хрупкие женские плечи. Было неимоверно тяжело, но выжили… Особенно во время оккупации в Великую Отечественную войну, когда к заботам, как накормить детей, добавился и страх за жизнь, когда каждый прожитый день воспринимался как чудо.

Немцы стояли в Чемелах возле кладбища, там у них комендатура была. В Могилицы они редко заявлялись. Вокруг деревни были такие сыпучие пески, так немцы боялись, что их мотоциклы с колясками могут загрузнуть. Помнит маленькая Аня, как однажды трое на мотоцикле остановились возле толпы детей, посмеялись, что-то комментируя на своем, и бросили прямо в песок жменю конфет «горошек», мол, собирайте, «киндеры». А еще дети бегали часто рвать щавель за деревней, есть-то хотелось. Взрослые лишь приказывали, чтобы при звуках самолета ни в коем случае не бежали, а падали или стояли как вкопанные. Конечно, дети бежали в момент опасности, но, слава Богу, выжили…

Когда немцы приезжали в Могилицы, солтас (староста деревни, по-уличному называли его Денисов, «хороший человек, никого никогда не выдал», подчеркнула Анна Васильевна) старался их, скажем так, «подмазать», угостить, чтобы оставшиеся в деревне женщины, дети и старики остались живы. Помнит маленькая Анна, как Денисов и к их маме приходил за маслом. Конечно, отдавали последнее, лишь бы не трогали… А ночью деревенские подкармливали партизан.

Старшая из сестер Анны еще до войны вышла замуж за молодого парня Николая. Во время войны Николая вместе с братом и их шурином забрали в самооборону в Бытень. Ночью мужчины сговорились и сбежали оттуда, шли лесом домой. Запрягли своих лошадей, погрузили на возы пожитки и вместе с семьями ушли в лес в партизаны. У сестры Анны уже было двое детей: мальчик и девочка. Родные не сразу догадались, куда они делись. Но подозревали, что ушли в лес, впрочем, об этом догадывались и сельчане. По соседству с Русаками, недалеко от хутора, жила женщина. Она вышла замуж за еврея. Так вот, она очень боялась, что соседи могут проболтаться о тайне ее мужа. А Русаки, в свою очередь, переживали, что она выдаст, что одна из сестер Русаков в партизанах.

И сестра Анны с зятем тоже беспокоились за семью, поэтому ночью они приехали и забрали всех в лес. «С конца весны и все лето мы были в лесу, партизанили, – вспоминает Анна Васильевна со слезами на глазах. – Жили в землянке: елки под бок устилали, елками сверху накрывались. Воду болотную пили, но выжили, ягодам не давали созреть, обрывали недозревшими, серенькими. Тогда людей много в лесу с нами было: и могилицких, и добрыневских, всяких. Когда совсем нечего было есть, так мы листья черничные скубли и заваривали болотной водой. Это ужас был… Но выжили, гляньте, выжили…»

«Это страшно – голод»

Когда освободили район от немцев, Русаки вернулись на свой хутор, к счастью, он уцелел. Правда, земля и все, что на ней росло, было уничтожено, перекручено военной техникой. Мама Наталья буквально по колоску собирала, чтобы хоть как накормить детей. «Бережно сушила эти колоски, била об бочку, перемалывала в жерновах, чтобы нас было чем кормить. Это страшно – голод… Сейчас если упадет крошечка хлеба, я ее обязательно подниму и на место положу. Такая цена у хлеба: землю вспахать, посеять, вырастить, убрать, обмолотить, испечь…» – подчеркнула наша героиня.
А еще от голодухи спасали и картофельные очистки. Их сушили, также мололи в жерновах и хлеб пекли. Голь на выдумки хитра. Годились в качестве сырья для муки и семена щавеля, который пошел «в столбуны». А еще вкусными были блины из мерзлой картошки, что мама принесла из копцов, которая считалось, что пропала. Зимы тогда были, вспоминает Анна Васильевна, под 40 градусов. Даже яблони в саду не выдерживали таких суровых зим, пропадали. Спасением для семьи стала корова, которую мама где-то раздобыла. «Как она нас поддерживала: и молоком, и сыром, и творогом. Да и навоз от коровы пригодился, от такого удобрения все росло на земельке», – вспоминает Анна Русак.

После войны в школу в первый класс шли разновозрастные дети: и в девять, и в 12, и в 15 лет. Ходили на уроки до наступления сильных морозов, так как обуви не было. Если снега только по щиколотку, то еще шли, а потом у печки дружно ноги отогревали. Анна тоже подростком пошла, четыре класса закончила, читать-считать научили. Кстати, читать и сейчас, в свои 92 года, Анна Васильевна любит, несколько страниц перед сном, особенно библию, – это уже традиция.

Всю жизнь тяжело работала, но никогда не жаловалась

Повзрослев, Анна работала вместе с мамой в колхозе. Многие деревенские в то время уезжали на заработки в Казахстан, решила и Анна поехать за длинным рублем. Тем более с первым супругом, который был военным, жизнь не сложилась. С оформлением справки для паспорта помогла жена председателя колхоза. Так с девчатами-односельчанками попала Анна Русак в Казахстан, где работала на элеваторе. Оттуда приехала уже вместе со вторым супругом, тоже белорусом, из Минской области. Ехать решили в Ивацевичский район, долгое время жили в Михновичах: сначала снимали комнату, потом домик купили. Анна устроилась на завод железобетонных изделий формовщиком-стропальщиком. Физически тяжелая была работа, но платили хорошую зарплату, да и квартиру обещали. Вот перед выходом на пенсию Анна Васильевна и квартиру от завода в райцентре получила. Живет сейчас в трехэтажке, для строительства которой использовали плиты с их завода.

Быть физически выносливой, не ныть и не раскисать – это из детства, опаленного войной и послевоенным голодом. Более 40 лет Анна Васильевна предпочитала ездить на работу на велосипеде, вплоть до 85 лет этот вид транспорта оставался в приоритете. Еще и внуков на пенсии из города на дачу в Михновичи возила. Что скрывать: даже после 90, в столь уважаемом возрасте, Анне Васильевне хочется прокатиться на велосипеде, и иногда она это себе позволяет! Впрочем, может и за черникой в лес отправиться, правда, с дочерью Светланой, которая сейчас живет с ней.

Самодисциплина во всем помогает оставаться в достаточно крепкой физической форме: каждое утро кашу себе Анна Васильевна готовит сама, при необходимости и в магазин сходит, каждый день читает, умеет пользоваться мобильным телефоном и скайпом для общения с внуками и правнуками. Тяжело дался внезапный уход из жизни в возрасте 64 лет второй половины, но Анна Русак справилась. У нее двое детей, сын и дочь, трое внуков и трое правнуков. Они с удовольствием общаются с бабулечкой, как они ласково ее называют, и скучают по ее вкусным драникам. А один из правнуков мечтает, чтобы бабулечка жила, пока он не станет взрослым! И мы желаем Анне Васильевне здоровья и оптимизма жить дальше, чтобы желание правнука сбылось!

 

К списку новостей

Полезные ссылки