Водительпри оплате поездкиналичными деньгами или банковской
платежной карточкой обязан выдать пассажиру платежный документ (далее – чек), получив
который пассажир понимает, что его деньги не прошли мимо кассы перевозчика
и с этой суммы будут уплачены налоги.
Чек не только подтверждает оплату за приобретенные услуги
такси, но и гарантирует защиту прав пострадавшего при наступлении страхового
случая (факт причинения вреда жизни,
здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа
при осуществлении посадки, перевозки, высадки пассажира или погрузки, перевозки
либо выгрузки багажа).
При посадке в автомобиль-такси
перед расчетом наличными денежными средствами пассажиру следует убедиться, что
автомобиль-такси оборудован программной кассой
для такси или кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром (далее
– кассовое оборудование).
При отказе водителя выдать чек
при получении от пассажира оплаты наличными средствами за поездку пассажир
может оставить свое обращение о нарушении порядка приема наличных денежных
средств посредством системы «обращения.бел» либо совершив звонок в телефонную
справочную систему налоговых органов «Контакт – центр».
Справочно. Доступ к «Контакт – центру» налоговых органов организован по
единому телефонному номеру 189 для всех операторов связи, либо по номеру 8
(017) 229 79 79.
Пассажир также вправе в указанном порядке
информировать налоговые органы о правонарушениях в следующих случаях:
отсутствие информации о перевозчике, водителе,
автомобиле в Реестре;
не
включение, неисправность кассового оборудования;
несоответствие
размеров произведенной оплаты стоимости указанной в чеке поездки;
отсутствие
в чеке предусмотренных реквизитов (наименование
автомобильного перевозчика, УНП, государственный номер автомобиля, дата и время
начала и окончания услуги, общая стоимость услуг, уникальный идентификатор (24
буквенно-цифровых символа и QR-код), иная информация).
При совершении поездки в такси с
неисправным или выключенным кассовым оборудованием пассажир в случае, когдаотсутствует возможность получения ЧЕКА имеет право НЕ ОПЛАЧИВАТЬ поездку!
В случае возникновения конфликтной ситуации и наличии со стороны
водителя угрозы причинения вреда жизни или здоровью пассажиру рекомендуется
осуществить бесплатный звонок по короткому номеру 102 и сообщить о
противоправном поведении водителя автомобиля-такси.
Кроме того, пассажир может проверить
добросовестность автомобильного перевозчика и уточнить нахождение как водителя, так и автомобиля в «Реестре автомобильных перевозок пассажиров в
нерегулярном сообщении» (далее – Реестр), пройдя по ссылке: https://reestr.mtkrbti.by
Справочно. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от
25.01.2024 № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» введен государственный
информационный ресурс «Реестр». В реестр включаются сведения об автомобильных
перевозчиках, о транспортных средствах, о водителях транспортных средств, о
диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, о
диспетчерах такси.