1. Предварительное информирование граждан и юридических лиц о
проведении общественных обсуждениях по форме не соответствует форме,
приведенной в приложении к экологическим нормам и правилам ЭкоНиП
17.02.06-001-2021 «Охрана окружающей среды и природопользование. Правила
проведения оценки воздействия на окружающую среду» (далее - ЭкоНиП
17.02.06-001-2021), отсутствуют точные даты плана-графика работ по проведению
ОВОС |
Форма
предварительного информирования граждан и юридических лиц о проведении
общественных обсуждений соответствует форме, приведенной в приложении к экологическим нормам и правилам ЭкоНиП
17.02.06-001-2021 «Охрана окружающей среды и природопользование. Правила проведения
оценки воздействия на окружающую среду», утвержденным Постановлением
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
от 31 декабря 2021 №19-Т. Отсутствие точной даты плана-графика работ по
проведению ОВОС не нарушает формы приложения к экологическим нормам и
правилам ЭкоНиП 17.02.06-001-2021 «Охрана окружающей среды и природопользование.
Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду». Месяц и год в
плане-графике работ по проведению ОВОС так же описывает сроки проведения ОВОС |
2. Согласно пункту 34 Положения о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке
воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим
проведение оценки воздействия на окружающую среду, утвержденному
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19.01.2017 № 47 (далее –
Постановление № 47) ОВОС может выполнять специалист, прошедший подготовку по
соответствующим компонентам природной среды, прошедший обучение в государственном
учреждении образования «Республиканский центр государственной экологической
экспертизы, подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров»
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Беларусь. В соответствии с пунктом 33 Постановления № 47 к отчету об ОВОС
должны прилагаться документы об образовании, подтверждающие прохождение
подготовки по проведению ОВОС по соответствующим компонентам природной среды,
физических лиц, выполнявших ОВОС. Данные документы не приложены |
Документы об образовании, подтверждающие прохождение подготовки по
проведению ОВОС по соответствующим компонентам природной среды, специалиста,
разработавшего Отчет об оценке воздействия на окружающую среду, выданные ГУО
«Республиканский центр государственной экологической экспертизы, подготовки,
повышения квалификации и переподготовки кадров» Министерства природных
ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, приложены к Отчету об
ОВОС |
3. Исходя из иерархии нормативно правовых актов при
определении нормативов ПДК и ОБУВ необходимо руководствоваться нормами
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2021 г. № 37, а
не постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 113 от 8
ноября 2016 г. |
Внесены изменения в Отчет об оценке воздействия на окружающую
среду. Нормативы ПДК и ОБУВ
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе приняты согласно постановления
Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2021 г. № 37 «Об утверждении
гигиенических нормативов» |
4. В отчете об ОВОС
присутствуют ссылки на утратившие силу нормативно-правовые акты. |
Ссылки на нормативно-правовые акты недействительные или в неактуальных
редакциях исключены из Отчета об оценке воздействия на окружающую среду |
5. Согласно пункту 1 Положения о республиканском
ландшафтном заказнике "Выгонощанское", на территории заказника
«Выгонощанское» запрещаются возведение объектов строительства, за исключением
строительства инженерных и транспортных коммуникаций, стоянок механических
транспортных средств, зданий и сооружений для целей ведения лесного
хозяйства, домов охотников и (или) рыболовов, эколого-информационных центров,
сооружений для обустройства и (или) благоустройства зон и мест отдыха, туристических
стоянок, экологических троп. Из отчета об ОВОС следует, что планируемая к
строительству хозяйственная постройка состоит из 2х блоков, соединенных навесом.
Первый блок включает два гаража боксового типа для хранения и минимального
технического обслуживания автомобилей. Гаражи рассчитаны на хранение одного
транспортного средства I-II категории каждый. Так же там будет производиться
частичное техническое обслуживание данных транспортных средств. Второй блок
предназначен для первичной обработки и временного хранения продукции охоты.
Мощность цеха от 50 до 70 кг дичи в смену. Загрузка дичи в помещение первичной
обработки и хранения предусмотрена в размере 3-5 дневного запаса. Дичь
поступает в виде потрошеных и ошкуренных туш. Первичная обработка предусматривает
мойку туш от механических загрязнений, разделку и загрузку их в охлаждаемую
камеру для временного хранения. То есть в проектируемой постройке планируется
техническое обслуживание автомобильного транспорта и мясоперерабатывающее
производство, что противоречит требованиям вышеуказанного пункта Положения |
Проектом предусмотрено строительство на территории существующего
действующего лесоохотничего хозяйства «Выгоновское» хозяйственной постройки,
а также её обеспечение инженерной инфраструктурой и благоустройство прилегающей
территории. Хозяйственная постройка
состоит из 2х блоков, соединенных навесом. Первый блок включает два бокса для
хранения автомобилей, второй предназначен для первичной обработки и
временного хранения продукции охоты. Техническое обслуживание автотранспортных
средств в боксах для хранения автомобилей проектом не предусмотрено. Загрузка
дичи в помещение первичной обработки осуществляется транспортом лесоохотничьего
хозяйства и транспортом самих охотников. Хранение предусмотрено в размере 2-3
дневного запаса. Дичь поступает в виде потрошеных туш. Первичная обработка
выполняется самими охотниками и предусматривает ошкуривание, мойку туш от
механических загрязнений, разделку и загрузку их в охлаждаемую камеру для
временного хранения. Временное
хранение отходов продукции охоты предусмотрено в холодильном шкафу, который
установлен в «Помещении для приёма, первичной обработки продукции охоты».
Выгрузка осуществляется также транспортом лесоохотничьего хозяйства и
транспортом самих охотников. Мясоперерабатывающее производство на территории
проектируемого объекта проектом не предусмотрено. |
6. В нарушение п. 26 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021, в отчете об
ОВОС не спрогнозированы и не оценены изменения состояния окружающей среды по
объекту, связанному с воздействием на поверхностные водные объекты и
подземные воды. Проектируемый объект включает гараж для хранения и
технического обслуживания автотранспортных средств, в рамках технологического
процесса планируется доставка сырья, то есть по территории будет передвигаться
грузовой автомобильный транспорт, при этом отвод загрязненного поверхностного
стока планируется на рельеф, что является нарушением Кодекса Республики Беларусь
от 30.04.2014 № 149-З «Водный кодекс Республики Беларусь» |
Техническое обслуживание автотранспорта на территории проектируемого
объекта проектом не предусмотрено. Боксы для автотранспорта рассчитаны на
хранение одного транспортного средства I категории каждое. Внесены изменения в Отчет об ОВОС. В
соответствии с «Водным кодексом Республики Беларусь» от 30.04.2014 №149-З (с
изменениями) отвод загрязненного поверхностного стока решается вертикальной
планировкой. Внесены изменения в Отчет об ОВОС. |
7. В отчете указано, что базовый размер санитарно-защитной
зоны проектируемого объекта не определен. Почему разработчик не указывает на
необходимость разработки проекта расчетной санитарно-защитной зоны в
соответствии с требованиями Специфических санитарно-эпидемиологических
требований к установлению санитарно-защитных зон объектов, являющихся
объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду, утвержденных
постановлением Совета Министров Республики Беларусь 11.12.2019 № 847? |
Проектом предусмотрено возведение хозяйственной постройки, состоящей
из двух блоков, соединенных навесом. Первый
блок включает два бокса для хранения автомобилей, второй предназначен для
первичной обработки и временного хранения продукции охоты. Согласно Специфических
санитарно-эпидемиологических требований к установлению санитарно-защитных зон
объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую
среду, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
11.12.2019 № 847 (с изменениями от 3 марта 2020 г. №130) для проектируемого
объекта базовый размер санитарно-защитной зоны не назначается |
8. В нарушение п. 12 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021, в отчете об
ОВОС не оценено существующее состояние окружающей среды с учетом данных по
динамике состояния окружающей среды за последние 5 лет. |
Согласно п. 12 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021, в отчете об ОВОС оценено
существующее состояние окружающей среды с учетом имеющихся данных по динамике
состояния окружающей среды за последние 5 лет. |
9. В нарушение п. 30 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021, в отчете об
ОВОС не спрогнозированы и не оценены изменения состояния окружающей среды по
объекту, связанному с воздействием на животный мир. В процессе проведения
работ по строительству предусматривается снятие плодородного слоя почвы с
удалением иного травяного покрова. Не является ли это основанием для
проведения расчета ущерба объектам животного мира? |
В соответствии с п. 30 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021 Учебно-научно-производственным
республиканским унитарным предприятием «УНИТЕХПРОМ БГУ» выполнен Отчет по
оценке современного состояния, расчету размера компенсационных выплат за
вредное воздействие на объекты
животного мира и (или) среду их обитания по объекту «Возведение хозяйственной
постройки на территории ЛОХ «Выгоновское» ГПУ НП «Беловежская пуща»,
расположенной по адресу: Брестская область, Ивацевичский район, 4,5км севернее д. Выгонощи» от 25 июля 2024
г. Согласно данного Отчета общий размер компенсационных выплат за вредное
воздействие на объекты животного мира и среду их обитания составит 75,64
базовых величин. Отчет приложен к Отчету об ОВОС |
10. В нарушение п. 17 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021, в отчете об
ОВОС не оценено существующее состояние земельных ресурсов на участке
проектирования. Требования вышеуказанного пункта норматива полностью не
соблюдены, в том числе не оценена степень загрязнения почв на участке
проектирования. Напоминаю разработчику отчета об ОВОС, что оценка степени
загрязнения почв производится по содержанию (среднее, максимальное, минимальное)
валовых форм марганца, меди, никеля, свинца, хрома, цинка, нефтепродуктов,
других химических веществ, перечень которых определяется исходя из возможного
воздействия объекта на окружающую среду |
Согласно п. 17 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021, в отчете об ОВОС представлены
имеющиеся сведения о существующем состоянии земельных ресурсов на рассматриваемом
земельном участке. Представлена оценка степени загрязнения почв в районе
расположения участка проектирования |
11. В нарушение п. 21 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021, в отчете об
ОВОС не оценено СУЩЕСТВУЮЩЕЕ физическое воздействие, включая тепловое,
электромагнитное воздействие, уровни шума, вибрации. Раздел отсутствует |
В соответствии с п.21 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021 оценено существующее
физическое воздействие, включая тепловое, электромагнитное воздействие,
уровни шума, вибрации. Раздел «Оценка воздействия физических факторов»
включен в Отчет об оценке воздействия на окружающую среду |
12. В нарушение п. 22 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021, в отчете об
ОВОС не оценено существующее состояние обращения с отходами. Раздел
отсутствует. |
В соответствии с п.22 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021 оценено существующее
состояние обращения с отходами. Раздел «Оценка объемов образования отходов.
Способы их утилизации и использования» включен в Отчет об оценке воздействия
на окружающую среду |
13. В отчете об ОВОС указаны ранее проектируемые источники
выбросов, реализован ли строительный проект включающий данные источники? |
К отчету об ОВОС приложено положительное заключение государственной экологической
экспертизы по строительному проекту «Реконструкция здания с инв. №122/С-14720
(Домик лесоруба) и инженерных сетей ЛОХ «Выгоновское» ГПУ НП «Беловежская
пуща» (объект №726-22, разработанный ООО «БУГ-ПРОЕКТ», Брест, 2022) от 13
октября 2022 г. №1847/2022. К отчету об ОВОС приложено положительное заключение государственной экологической
экспертизы по предпроектной документации «Обустройство рекреационных зон оз.
Выгонощанское ГПУ НП «Беловежская пуща»» (объект №755-23, разработанный ООО
«БУГ-ПРОЕКТ», Брест, 2023) от 31 июля 2023 г.
№1293/2023 |
14. Была ли определена расчетная санитарно-защитная зона
котельной ранее проектируемого объекта в соответствии с п. 396 Приложения 1 к
Специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к установлению
санитарно-защитных зон объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье
человека и окружающую среду, утвержденных постановлением Совета Министров
Республики Беларусь 11.12.2019 № 847? Какой размер был определен? |
Согласно п. 396 Приложения 1 к Специфическим
санитарно-эпидемиологическим требованиям к установлению санитарно-защитных
зон объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и
окружающую среду для котельных общей тепловой мощностью до 200кВт размер расчетной
СЗЗ определяется на основании расчетов рассеивания выбросов загрязняющих
веществ в атмосферном воздухе (с учетом фона), уровней физического
воздействия. Разработка проекта СЗЗ для котельных общей тепловой мощностью до
200кВт не требуется. Согласно п.9 Постановления Совета Министров Республики
Беларусь от 11.12.2019 №847 (в редакции Постановления Совета Министров
Республики Беларусь от 3 марта 2020г. №130) установление расчетного размера
СЗЗ объекта выполняется на основании проекта СЗЗ объекта с расчетами
рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом
фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе), уровней
физического воздействия и оценки иска для жизни и здоровья населения.
Согласно раздела ООС “Реконструкция здания с инв. №122/С-14720 (Домик
лесоруба) и инженерных сетей ЛОХ “Выгоновское” ГПУ “НП “Беловежская пуща”
(объект №726-22, разработанный ООО “БУГ-ПРОЕКТ”, Брест, 2022) в здании с инв.
№122/С-14720 (Домик лесоруба) проектом предусмотрена установка двух твердотопливных
котлов марки TIS UNI мощностью 60кВт каждый.
Разработка проекта СЗЗ для данной мини-котельной не требуется |
15. Имеет ли акт инвентаризации выбросов ЛОХ «Выгоновское»
ГПУ НП «Беловежская пуща»? |
Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
для существующего действующего ЛОХ «Выгоновское» ГПУ НП «Беловежская пуща»
отсутствует |
16. В нарушение п. 25 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021, в отчете об
ОВОС не в полной мере спрогнозированы и оценены изменения состояния
окружающей среды по объекту, связанному с выбросами загрязняющих веществ в
атмосферный воздух, включая климат. Разработчиком отчета об ОВОС
проигнорированы требования п 5 ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 |
В соответствии с п.25 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021 и п. 5 ЭкоНиП
17.08.06-001-2022 внесены изменения в Отчет об ОВОС. |
17. В нарушение п. 32 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021, в отчете об
ОВОС не в полной мере спрогнозированы и оценены изменения состояния
окружающей среды по объекту, связанному с физическим воздействием. На объекте
проектируются, существуют и ранее запроектированы источники тяготения
мобильного транспорта, установлено котельное оборудование, планируется
техническое обслуживание автотранспорта, обработка и заморозка туш, все
перечисленное является источником шумового воздействия. При этом разработчик
отчета об ОВОС утверждает, что источники шума на проектируемом объекте
отсутствуют. Прошу пояснить. |
Техническое обслуживание автотранспорта на территории проектируемого
объекта проектом не предусмотрено. Боксы для автотранспорта рассчитаны на
хранение одного транспортного средства I категории каждое. Внесены изменения в Отчет об ОВОС. В период строительства к основным источникам
физического воздействия можно отнести: работу строительной техники и
применение строительного инструмента. Как правило, такое воздействие будет
носить временный характер, осуществляться только в дневное время и непосредственно
на участке строительства. Основными источниками шумового воздействия на
территории проектируемого объекта в период его эксплуатации является
технологическое оборудование и движение транспорта по территории предприятия.
Шумовое воздействие обусловлено, главным образом движением автомобильного
транспорта, подвозящего и вывозящего готовый продукт. Эксплуатация грузового
автомобильного транспорта, используемого для подвоза и вывоза продукции,
организована с ограничением скорости движения и исключением подвоза в ночное
время. Движение автомобилей по
территории автопарковок, расположенных вблизи, также является незначительным. Расчет ожидаемых уровней шума на территории жилой застройки не
производился в связи с тем, что источники постоянного шума на территории
объекта отсутствуют, все источники расположены внутри производственного
здания, а так же расстояние до ближайшей жилой застройки от площадки
проектируемого объекта составляет 4,5 км |
18. В нарушение п. 33 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021, в отчете об
ОВОС не в полной мере спрогнозированы и оценены изменения состояния
окружающей среды по объекту, связанному с обращением с отходами. В разделе
3.6 отчета об ОВОС указаны отходы только от строительной деятельности по
возведению проектируемого объекта. Отходы, образующиеся в период эксплуатации,
не указаны, в том числе отходы, путем обращения с которыми является
захоронение |
В соответствии с п. 33 ЭкоНиП 17.02.06-001-2021 Отчет об ОВОС дополнен
перечнем отходов, образующихся при эксплуатации проектируемого объекта. Временное
хранение отходов продукции охоты предусмотрено в холодильном шкафу, который
установлен в «Помещении для приёма, первичной обработки продукции охоты».
Места захоронения и утилизации отходов производства на территории
проектируемого объекта проектом не предусмотрены |
19. ТКП 17.02-08-2012 (02120) отменено |
Ссылка на ТКП 17.02-08-2012 (02120) исключена из Отчета об оценке
воздействия на окружающую среду. Внесены изменения в Отчет об оценке
воздействия на окружающую среду |
20. Какие справочники по наилучшим доступным техническим
методам были использованы разработчиком отчета об ОВОС при определении
соответствия принятых технологий НДТМ? |
Справочники по наилучшим доступным техническим методам, использованные
разработчиком Отчета об ОВОС при определении соответствия принятых технологий
НДТМ указаны в п. 8 Отчета об ОВОС. Внесены изменения в Отчет об ОВОС |
21. В соответствии с Таблицей 3 Гигиенического норматива
«Гигиенический норматив содержания загрязняющих химических веществ в
атмосферном воздухе, обладающих эффектом суммации», утвержденному
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.03.2015
№ 33 вещества с кодами 0301 и 0330 (порядковый номер 8, международная
нумерация группы суммации 6009) образуют группу суммации. Согласно таблице
6.1 отчета об ОВОС, все вышеназванные вещества выбрасываются источником
выбросов проектируемого объекта, следовательно, концентрации по данной группе
суммации должны были быть рассчитаны в расчете рассеивания загрязняющих веществ
в атмосферном воздухе. Разработчик отчета об ОВОС проводит расчет по группе
неполной суммации с международной нумерацией 6204, которая, согласно СТБ
17.08.02-01-2009 «Вещества, загрязняющие атмосферный воздух. Коды и перечень»,
включает вещества с кодами 0330, 0301, 2904, при этом вещество с кодом 2904
не присутствует в выбросах проектируемого объекта. К группе неполной суммации
6204, по которой разработчик провел расчет рассеивания, применен коэффициент
1,6 (таблица расчета рассеивания «Расчет проводится по веществам (группам
суммации)»), что снижает расчетную концентрацию в расчетных точках.
Справочник загрязняющих веществ в программе «УПРЗА Эколог» является редактируемым,
разработчику необходимо проверить корректность внесенных в него данных и
руководствоваться нормативами Республики Беларусь |
Справочник загрязняющих веществ в программе «УПРЗА Эколог»
отредактирован в соответствии с нормативной базой Республики Беларусь.
Выполнен расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Внесены изменения в Отчет об оценке воздействия на окружающую среду |