ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2 апреля 2015 г. № 3
О содействии занятости населения
Изменения и дополнения:
Декрет Президента Республики Беларусь от 12 января 2017 г. № 1 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.01.2017, 1/16862)
Декрет Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 1 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499)
В целях активизации деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам* в трудоустройстве, стимулированию занятости, проведению мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни, и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:
1. Считать проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.
______________________________
* Для целей настоящего Декрета к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь.
2. Установить, что:
2.1. Совет Министров Республики Беларусь:
ежегодно при формировании параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь определяет:
прогнозные показатели в области содействия занятости населения и их поквартальные значения;
перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда;
осуществляет мониторинг выполнения прогнозных показателей в области содействия занятости населения в республике по областям и г. Минску, рынка труда, а также мониторинг, оценку качества и доступности услуг в области содействия занятости населения в этих регионах;
2.2. облисполкомы:
на основании определенных Советом Министров Республики Беларусь поквартальных значений прогнозных показателей в области содействия занятости населения устанавливают поквартальные значения этих показателей на районном уровне и для городов областного подчинения;
осуществляют мониторинг выполнения прогнозных показателей в области содействия занятости населения по районам и городам областного подчинения, а также мониторинг, оценку качества и доступности услуг в области содействия занятости населения в этих регионах;
2.3. областные, Минский городской Советы депутатов предусматривают направление средств соответствующих местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда в рамках реализации государственных программ в порядке, установленном законодательством;
2.4. местные исполнительные и распорядительные органы:
обеспечивают выполнение прогнозных показателей в области содействия занятости населения;
содействуют в трудоустройстве граждан на имеющиеся вакансии и созданные рабочие места;
используют индивидуальный подход при оказании содействия в трудоустройстве гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;
организуют обучение граждан по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям);
организуют временную занятость граждан, в том числе путем обеспечения возможности участия в оплачиваемых общественных работах;
оказывают безработным консультативную, методическую и правовую помощь, организуют их обучение правовым и финансовым основам предпринимательской деятельности, предоставляют им финансовую поддержку для организации предпринимательской и иной деятельности;
проводят широкомасштабную информационную работу по разъяснению социально-трудовых гарантий, предоставляемых государством гражданам, ориентации граждан на осуществление легальной деятельности, а также профилактическую работу, направленную на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.
3. Для реализации настоящего Декрета:
местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее – база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;
предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
4. В целях координации работы по реализации норм настоящего Декрета районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии (далее – комиссии).
В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.
Председателями комиссий, создаваемых районными (городскими) исполнительными комитетами, назначаются, как правило, председатели районных (городских) Советов депутатов, а местными администрациями, – главы администраций районов в городах.
Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.
Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
5. Начиная с 1 января 2019 г. трудоспособные граждане, не занятые в экономике, оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее – услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.
Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.
6. Предоставить право комиссии принимать решения:
о полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации* от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 настоящего Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;
о необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.
______________________________
* Для целей настоящего Декрета под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.
7. Совету Министров Республики Беларусь:
7.1. определить:
порядок отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда;
порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, включая порядок взаимодействия государственных органов и организаций при формировании и ведении базы данных;
7.2. принять меры, направленные на активизацию:
профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни;
деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению доходов физических лиц, сокрытых от налогообложения;
7.3. до 1 апреля 2018 г.:
утвердить примерное положение о комиссии;
определить:
услуги с возмещением затрат и условия их предоставления;
порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат;
внести в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по:
ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений;
совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них;
7.4. ежегодно рассматривать на заседаниях Президиума Совета Министров Республики Беларусь результаты работы местных исполнительных и распорядительных и иных государственных органов по трудоустройству граждан, выявлению доходов физических лиц, сокрытых от налогообложения, ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни, и иные вопросы реализации настоящего Декрета.
8. Облисполкомам и Минскому горисполкому на регулярной основе рассматривать на своих заседаниях вопросы реализации настоящего Декрета.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |
на 05.01.2022
(с учетом тарифов, установленных с 01.01.2022 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2021 г. № 766 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166»)
Информационно-разъяснительный материал
о порядке начисления гражданам, не занятым в экономике,
платы за отдельные жилищно-коммунальные услуги
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О содействии занятости населения» (далее – Декрет № 3) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2018 г. № 314 «Об определении услуг, предоставляемых трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, и об условиях их предоставления» трудоспособные граждане, не занятые в экономике, включенные в списки граждан, оплачивающих услуги по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее – списки), оплачивают по полной стоимости следующие услуги:
Списки формируются постоянно действующими комиссиями по координации работы по содействию занятости населения горрайисполкомов, местных администраций (далее – комиссии) на каждый квартал календарного года и после утверждения их горрайисполкомами (местными администрациями) передаются в организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за вышеуказанные услуги.
Согласно пункту 12-4 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571, начисление платы гражданам, включенным в списки, производится:
за горячее водоснабжение – исходя из количества тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, потребленной трудоспособным гражданином, не занятым в экономике, определяемого путем деления количества тепловой энергии, затраченной на подогрев воды в жилом помещении, на количество граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении.
Пример 1. В квартире площадью 48 м.кв. зарегистрировано 3 человека. Расход горячей воды за месяц составил 3 м.куб.
На подогрев 1 м.куб. холодной воды, исходя из нормативного потребления, используется 0,0422 Гкал.
В случае, если граждане, зарегистрированные в квартире, в список не включены, то плата за подогрев воды будет начислена по субсидируемому тарифу (21,9245 руб. за 1 Гкал) и составит 2,78 руб.:
3 м.куб. * 0,0422 Гкал * 21,9245 руб. за 1 Гкал = 2,78 руб.
В случае, если в список включен 1 гражданин, то плата за подогрев 1/3 потребленной горячей воды (1 м.куб.) будет начислена по полному тарифу (118,85 руб. за 1 Гкал), а плата за 2/3 потребленной горячей воды (2 м.куб.) – по субсидируемому (21,9245 руб. за 1 Гкал):
1 м.куб. * 0,0422 Гкал * 118,85 руб. за 1 Гкал = 5,02 руб.
2 м.куб. * 0,0422 Гкал * 21,9245 руб. за 1 Гкал = 1,85 руб.
Всего: 6,87 руб.
В случае, если в список включены все трое граждан, плата по полному тарифу будет начислена за все количество потребленной горячей воды:
3 м.куб. * 0,0422 Гкал * 118,85 руб. = 15,05 руб.
за теплоснабжение – исходя из общей площади жилого помещения, приходящейся на трудоспособного гражданина, не занятого в экономике, определяемой путем деления общей площади жилого помещения на количество граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении.
Пример 2. В квартире общей площадью 48 м.кв. зарегистрировано 3 человека.
На отопление 1 м.кв., исходя из нормативного потребления, используется 0,0272 Гкал.
В случае, если ни один из зарегистрированных в квартире граждан в список не включен, плата за отопление на всю площадь квартиры будет начислена по субсидируемому тарифу (21,9245 руб. за 1 Гкал) и составит 28,62 руб.:
48 м.кв. * 0,0272 Гкал на 1 м.кв. * 21,9245 руб. = 28,62 руб.
В случае если в список включен один человек из трех зарегистрированных, то плата за отопление 1/3 площади квартиры будет начислена по полному тарифу (118,85 руб. за 1 Гкал), а на 2/3 площади – по субсидируемому (21,9245 руб. за 1 Гкал) и составит 70,81 руб.:
16 м.кв. * 0,0272 Гкал на 1 м.кв. * 118,85 руб. = 51,72 руб.
32 м.кв. * 0,0272 Гкал на 1 м.кв. *21,9245 руб. = 19,08 руб.
Всего: 70,81 руб.
В случае, если в список включены все граждане, зарегистрированные в квартире, плата за отопление по полному тарифу (118,85 руб. за 1 Гкал) будет начислена на всю площадь и составит 155,171 руб.:
48 м.кв. * 0,0272 Гкал на 1 м.кв. * 118,85 руб. = 155,17 руб.
Если в жилом помещении оказываются одновременно услуги горячего водоснабжения и отопления, то общий размер платы составит:
Пример 3. В квартире общей площадью 48 кв.м. зарегистрировано 3 человека. Расход горячей воды за месяц составил 3 м.куб., на отопление квартиры, с учетом нормативного потребления из расчета 0,0272 Гкал на 1 м.кв., за месяц израсходовано 1,3056 Гкал (48*0,0272).
В случае, если ни один из зарегистрированных в жилом помещении в список не включен, плата за горячее водоснабжение и отопление будет начислена по субсидируемым тарифам и составит 31,4 руб.:
по горячей воде: |
3 м.куб. * 0,0422 Гкал * 21,9245 руб. = 2,78 руб. |
по отоплению: |
1,3056 Гкал * 21,9245 руб. = 28,62 руб. |
Итого: |
31,40 руб. |
В случае, если в список включен один человек из трех зарегистрированных, плата за подогрев 1/3 потребленной горячей воды и отопление 1/3 площади квартиры будет начислена по полным тарифам, а на 2/3 – по субсидируемым, и в общей сложности составит 77,67 руб.:
по горячей воде: |
1 м.куб. * 0,0422 Гкал * 118,85 руб. = 5,02 руб. 2 м.куб. * 0,0422 Гкал * 21,9245 руб. = 1,85 руб. |
по отоплению: |
16 м.кв. * 0,0272 Гкал на 1 м.кв. * 118,85 руб. = 51,72 руб. 32 м.кв. * 0,0272 Гкал на 1 м.кв. * 21,9245 руб. = 19,08 руб. |
Итого: |
77,67 руб. |
В случае, если в списки включены все три человека, зарегистрированных в квартире, плата за горячую воду и отопление будет начислена по полным тарифам и в общей сложности составит 170,22 руб.:
по горячей воде: |
3 м.куб. * 0,0422 Гкал * 118,85 руб. = 15,05 руб. |
по отоплению: |
1,3056 Гкал * 118,85 руб. = 155,17 руб. |
Итого: |
170,22 руб. |
за газоснабжение при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов:
a) при отсутствии приборов индивидуального учета расхода газа – исходя из общей площади жилого помещения, приходящейся на трудоспособного гражданина, не занятого в экономике, определяемой путем деления общей площади жилого помещения на количество граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении.
Пример 4. В жилом помещении общей площадью 150 м.кв. зарегистрировано 2 человека, из них в список оплачивающих услугу по полной стоимости включен 1 человек.
Потребление природного газа в случае отсутствия счетчика расхода газа рассчитывается по тарифу, установленному для 1 м.кв. общей площади жилого помещения в месяц.
Таким образом, расчет за потребленный природный газ будет произведен следующим образом: площадь жилого помещения будет разделена на количество зарегистрированных (150 м.кв. / 2 чел.) и на одну часть площади (75 м.кв.) начисление будет произведено по полному тарифу, (4,55 руб.), на вторую – по субсидируемому (0,6312 руб.):
150 м.кв. / 2 чел. = 75 м.кв.
75 м.кв. * 0,6312 руб. + 75 м.кв. * 4,557 руб. = 388,59 руб.
Т.е., в рассматриваемом случае за услугу газоснабжения придется заплатить 388,59 руб., это на 239,91 руб. больше, чем вышло бы по субсидируемому тарифу, применяемому ко всем зарегистрированным в жилом помещении (150 м.кв. * 0,6312 руб. = 94,68 руб.).
В случае, если в список будут включены все оба гражданина, зарегистрированных в жилом помещении, то размер платы за потребленный природный газ составит 683,55 руб. (150 м.кв. * 4,557 руб.), что на 588,87 руб. больше, чем вышло бы по субсидируемому тарифу (150 м.кв. * 0,6312 руб. = 94,68 руб.).
b) с установленными приборами индивидуального учета расхода газа – исходя из объема газа, потребленного трудоспособным гражданином, не занятым в экономике, определяемого путем деления потребленного в жилом помещении объема газа на количество граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении.
Пример 5. В жилом помещении зарегистрировано 3 человека, из них в список включен 1 человек. Потребление природного газа в отопительный период составило 600 м.куб.
Расчет за потребленный природный газ будет произведен следующим образом: объем газа, потребленный за месяц, будет разделен на всех зарегистрированных (3 чел.) и часть, приходящаяся на гражданина, включенного в список (1 чел.), будет рассчитана по полному тарифу:
600 м.куб. / 3 чел. = 200 м.куб.
200 м.куб. * 0,5688 руб. + 400 м.куб. * 0,1494 руб. = 173,52 руб.
Т.е., в рассматриваемом случае за 600 м.куб. придется заплатить 173,52 руб., это на 83,88 руб. больше, чем вышло бы по субсидируемому тарифу (0,1494 руб.), применяемому ко всем зарегистрированным (600 м.куб. * 0,1494 руб. = 89,64 руб.).
В случае, если в список были бы включены 2 чел. из трех зарегистрированных, плата за услугу газоснабжения составит 257,40 руб. (400 м.куб. * 0,5688 руб. + 200 м.куб. * 0,1494 руб.), а если в список будут включены все трое зарегистрированных в жилом помещении – 341,28 руб. (600 м.куб. * 0,5688 руб.).
7 октября 2019 г. Правительством принято постановление № 682 о переносе срока оплаты трудоспособными гражданами, не занятыми в экономике, отдельных коммунальных услуг по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.
Срок введения оплаты услуг теплоснабжения, газоснабжения при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов по таким ценам (тарифам) перенесен на 1 мая 2020 года.